LLlypuk (lllypuk) wrote in ru_f1,
LLlypuk
lllypuk
ru_f1

Размышления о регламенте

В одном из недавних постов сообщества в очередной раз проскочило обсуждение прогулок за пределы трассы и возможных методов борьбы с ними - злых бордюров и сердитых зон безопасности :) Решил сформулировать несколько идей на эту тему - идей, изначально родившихся из размышлений о срезах шикан, но органично распространяемых на любые варианты покидания трассы, например обгоны по зонам безопасности. Идеи сводятся к модификации регламента с тем, чтобы:

1. Наиболее выигрышной траекторией всегда оставалась бы трасса в ее формальных границах, любой выход за ее пределы был в проигрыше.
2. Сохранить при этом зрелищность гонок, достигнутую введением асфальтированных зон безопасности, минимизирующих опасность схода в случае вылета с трассы.
3. Стоимость всякого риска сводилась бы исключительно к потере времени, причем потере, адекватной "нарушению". Чтобы потери от неудачной, закончившейся вылетом, атаки, могли быть ликвидированы в течение нескольких последующих кругов.

Мне кажется, что все эти цели могли бы быть достигнуты относительно легко с помощью нескольких административно-технических новшеств. Первое из них – это "штрафной коридор". В настоящее время в качестве типичного штрафа используется проезд по пит-лэйн, и теряемые на этом два-три десятка секунд зачастую оказываются наказанием чрезмерно строгим, а то и вовсе судьбоносным, как это было Спа. Отдельный, выделенный штрафной коридор предоставляет возможность более тонкой манипуляции со временем штрафа. Характерной его величиной могло бы быть нечто порядка 5 секунд. Технически коридор может выглядеть как альтернативный, более длинный или более медленный сегмент трассы, на который сворачивают штрафники. Самый "бюджетный" вариант такого коридора – это обозначенная разметкой в стороне от основной траектории зона, которую болиды проходят с включенным лимитатором скорости. Здесь можно отметить, что фактическую реализацию такого "штрафного коридора", вернее штрафной шиканы, мы уже наблюдали недавно в Монце. Правда там проезд через эту шикану был автоматическим "наказанием" за невписывание в один конкретный поворот. Предложение собственно состоит в том, чтобы необходимость проезда по штрафному коридору стала следствием любого потенциально выигрышного выхода за пределы трассы, стимулируя гонщиков с одной стороны к максимально корректному ее соблюдению, но с другой – не лишая их возможности совершать рискованные вылетами маневры, ибо наказание за неудачу не станет для них непоправимым ударом.

При введении подобной легкой санкции за вылет/срез, прохождение штрафного коридора вполне может стать явлением обыденным и массовым, поэтому судейской медлительности и субъективизму места быть не должно. Как человек, имеющий отношение к радиоинженерии, утверждаю, что дооборудование трассы системой датчиков ее пределов не станет ни технологически сложным, ни существенно затратным в реализации. Таким образом сигнал о нарушении границ трассы пилот мог бы получать непосредственно в момент нарушения. Например в виде сигнального фонаря, который остается гореть до тех пор, пока штрафной коридор не будет пройден. Такая оперативность позволила бы обязать гонщика к отработке штрафа скажем не позднее чем на следующем круге. Наличие небольшого произвола могло бы вероятно дать дополнительные поводы для тактических уловок, от чего зрелищность гонки также бы не проиграла.

Что мы имели бы в итоге? Частный случай: в настоящий момент после среза шиканы пилот обязан вернуть случайно выигранную позицию и отказаться от атаки в ближайшем повороте. Если вообразить такую баталию двух машин, где "газонокосильщик" идет с отставанием на три секунды, далее, "потеряв" машину и пройдя шикану по траве, отыгрывает у преследуемого две из них, – он ему ничем не обязан. Однако трехсекундное отставание волшебным образом сокращено до одной. Предлагаемая поправка к регламенту привела бы к потере 5-2=3 секунд за такую ошибку в пилотировании. Что мне лично кажется весьма и весьма адекватным. Более того, значение "5 секунд" используется здесь чисто условно, поскольку данный подход предоставляет возможность его тонкой настройки и оптимизации :)

Напоследок хочу сказать, что есть аналогичные идеи, с помощью которых можно формализовать также моменты столкновений и выталкиваний с трассы, определить их виновника моментально и без вмешательства стюардов. Какими бы сложными и неоднозначными ни казались судейские решения по поводу хлопающих калиток и иже с ними, мне видится очень ограниченный набор условий, несоблюдение которых немедленно ставит пилота вне правил. Совершенно нормальных, "человеческих" условий, которые гонщик способен видеть, чувствовать и удерживать себя в рамках. Формальное же соблюдение этих условий также могло бы контролироваться электроникой, молниеносно дающей указание на штрафной коридор за выталкивание соперника. Однако эта тема существенно более сложна и неоднозначна, поэтому для начала хотелось бы услышать мнение сообщников (если таковое будет иметь место) на вопрос, кажущийся мне куда более очевидным – об электронном контроле границ трассы.
Tags: мнения, о регламенте
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments