?

Log in

No account? Create an account

Сентябрь 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345
6
78
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Официально

Итак сегодня уважаемый коллега odvan написал большой пост о той трудной ситуации, в которой сейчас находится Кими Райкконен. В самом посте было высказано много соображений, кое-какие из них были спорными, но, если вкратце, то общий смысл поста коллеги сводился к следующему:
1. «Феррари» работает над машиной исключительно в интересах Массы
2. «Феррари» постоянно выбирает для Кими более ущербную тактику, заставляя его «бензовозить»
3. В «Феррари» царит «коалиция Тодта-Шумахера», которая не может простить Кими прошлых обид и не заинтересована в том, чтобы Кими остался в команде.

Понимая, что ответ на пост коллеги будет довольно большим по объему для обычно комментария я решил вынести свои соображения на этот счет в отдельный пост.


К ответу на первый вопрос (машина в пользу Массы) мы еще вернемся, пока же давайте вспомним результаты сезона и сравним двух напарников.

Для начала посмотрим на такую вещь, как счет по квалификационным сессиям. Чаще считают «счет в квалификации», но в нынешних условиях он, ИМХО, не всегда показателен из-за большого элемента случайности в одной решающей попытке из одного быстрого круга и разного количества топлива. Гораздо интереснее посчитать, насколько два пилота одной команды быстрее друг друга во всех трех сессиях, особенно когда первые две проходят еще и с одинаковым количеством топлива. Учитываются, естественно, только те сессии, в которых участвовали оба пилота, у «Феррари», впрочем, все такие, исключение составляет только Австралия)

В случае с Кими и Массой результат очень показателен: 25-9 в пользу Массы с учетом всех трех квалификаций, 18-5 – только с учетом Q1 и Q2. Вывод отсюда один – на протяжении всего сезона Масса быстрее в квалификационном режиме. Он способен больше выжать из пустых баков, у него нет проблемы «прогрева резины». Отсюда и вполне логичный выбор тактики: нет смысла делать Кими пустые баки, если он с одинаковым количеством топлива зачастую едет медленнее бразильца. Он не раз доказывал, что прекрасно реализует «тактику Шумахера» - то есть останавливается на несколько кругов позже соперников, на этих кругах до предела взвинчивает темп и создает необходимый задел для выхода вперед. Это же подтверждает и Стефано Доменикали: «в квалификации Фелипе предпочитает выступать на более легкой машине, чтобы иметь возможность атаковать во время гонки. Кими же, наоборот. Он хочет оставаться на трассе дольше всех, поскольку знает, что скорость по ходу гонки - одна из его сильных сторон».

Теперь вспомним, как развивались события по ходу этого сезона.
Австралию оставляем за скобками: в квалификации проблемы были у Кими, в гонке сразу после старта попал в аварию Масса и ему сменили тактику. Внятно определить зависимость результатов в квале от количества бензина в баках не получится.
Малайзия: Масса опередил Кими в квалификации почти на полсекунды и остановился на круг раньше. (то есть выигрыш квалы не объясняется большим количеством топлива в баках у Кими). Однако Райкконен за этот круг умудрился создать задел, достаточный для того, чтобы опередить Фелипе.
Бахрейн – 3-0 по квалификационным сессиям, в квалификации Кими уступил Массе две позиции, при этом на первый пит-стоп он остановился на круг раньше Массы. Бахрейн, кстати, до Валенсии был единственной трассой, на которой быстрейший круг Массы в гонке был лучше круга Райкконена (это к вопросу о словах Доменикали «скорость в гонке – одна из сильнейших сторон Кими»).
Испания – обратная картина. Масса проиграл 1-2 по сессиям и проиграл две позиции на старте, располагая более легкой машиной. Первый визит Михаэля Шумахера в боксы Скудерии в 2008-м не мешает Кими выиграть гонку, лидируя практически от старта до финиша.
Турция – во второй квалификации Кими опередил Массу, что, возможно, и натолкнуло его и его инженеров на мысль о том, что можно было заправиться чуть больше Массы. В итоге бразилец выиграл поул, а в гонке остановился на два круга раньше финна.
Монако из сравнения выпадает. Квалификацию выиграл Масса, Кими проиграл ему совсем немного, но свой первый пит-стоп он внепланово провел на 27-м круге из-за того, что сломал спойлер в Сен-Девоте. Масса остановился по плану шестью кругами спустя.
То же самое и с Канадой – оба останавливались под пейс-каром на 19м круге, сказать, кто из них был тяжелее в квалификации нельзя.
Во Франции Райкконен проиграл Массе в первых двух сессиях квалификации и на Q3 вышел на машине, заправленной на два круга легче, нежели у Массы. Как итог – поул с преимуществом в 0,041 – уместно говорить о том, что финн выиграл за счет боле легких баков.
Великобритания опять же не позволяет сравнивать тактику Массы и Кими – они останавливались на одном и том же круге. Впрочем, Сильверстоун у Массы не задался целиком и полностью, это единственная трасса, на которой он проиграл финну в квалификации 0-3, про гонку и говорить нечего.
В трех следующих гонках картина абсолютно одинаковая: 3-0 в пользу Массы в квалификации, +3-4 места на старте в его же пользу, более тяжелая машина у Кими (2 круга в Германии, 4 - в Венгрии, 3 - в Валенсии).

Как мы видим, Кими вполне успешно проигрывал Массе в квалификациях и до того, как заговорили о том, что у него есть проблемы с шинами. До Хоккенхайма их счет в квалификациях был 4-4 (без учета Австралии). Значит, дело не только в абстрактном «прогреве».

Более того, к вопросу о том, что «Кими не может прогревать шины». Вспомним гонку в Венгрии. После своего второго пит-стопа, проведя на трассе всего два полных круга, Кими сразу же поехал в том же ритме, в каком он ехал на последнем круге перед заездом в боксы (а именно - быстрее всех на трассе). При том, что топлива у него в баках было на 18 кругов больше, то есть машина была тяжелее килограммов эдак на 60.

Вернемся к вопросу номер один – о машине, которую делают «для Массы». Начнем с того, что перед Францией, которая коллегой почему-то выбрана за точку отсчета, никаких особых резонов делать ставку на Массу не было – по очкам было всего плюс три в пользу бразильца. Перед Хоккенхаймом счет был и вовсе равный. В теорию заговора «коалиции Тодта-Шумахера» я тоже верю слабо и ниже объясню, почему. Одним словом, никаких объективных причин делать ставку на Фелипе, имея в штате дорогостоящего чемпиона мира, попросту не было. Остаются причины субъективные.

Я давно говорю о том, что в чисто гоночном плане Кими очень напоминает мне Мэнселла (при том, что по характеру они – полные противоположности). Кими, как и Найдж, обладает ярко выраженными скоростными качествами, когда машина на ходу – он просто неудержим, и, вместе с тем – в карьере обоих этих пилотов есть то, что многие называют «кармой неудачника». Вспомним, сколько раз Мэнселл пытался выиграть титул, сколько раз под ним в решающих гонках ломалась машина. Сколько раз то же самое происходило с Кими. Роднит Кими и Мэнселла еще одна черта – оба восхитительно быстры, когда восхитительно быстра их машина. Как только что-то идет не так, от машины не удается получить того отклика, которого хотелось бы, оба откровенно теряются. Мэнселл в такие моменты уезжал играть в гольф, Кими едет играть в хоккей. Есть и еще одна параллель – оба активно не любили участвовать в тестах. Как, спрашивается, можно получить полную отдачу от машины, если ты не любишь работать с инженерами на испытаниях и они для тебя – нудная обязаловка. Кими не раз и не два говорил, что удовольствие он получает только от гонок, все остальные компоненты Формулы-1 его откровенно тяготят. Иными словами: есть классная тачка – Кими горы свернет, тачка не едет – ну и лааааааааадно… С F2008 все получается отнюдь не так гладко, как тот же Кими рапортовал публике перед стартом сезона, проблем с машиной оказалось больше, чем можно было ожидать после той же Турции, «МакЛарен» после прошлогоднего скандала отнюдь не утратил ни мотивации, ни инженерного опыта. Есть ли мотивация у выигравшего давно вожделенный титул Райкконена – большой вопрос, недаром именно этой зимой пошли слухи о том, что Кими собирается завязывать с гонками в конце 2009го. Ну в самом деле, титул есть, имя в историю вписано, денег – выше головы, можно кушать жизнь огромной ложкой: хоккей, мотоциклы, вечеринки с друзьями на яхте, ни тебе скучных тестов, ни еще более скучных инженерных брифингов, ни корпоративных мероприятий с непонятными людьми, ни тупых журналистов. Жизнь удалась, зачем ломать голову над тем, почему так трудно прогреть покрышки в квалификации? Для того, чтобы все время выигрывать, все время быть на вершине, нужно быть фанатиками гонок. Именно такими, какими были Шумахер и Сенна. Можете ли вы, положа руку на сердце сказать, что Кими «живет гонками»? Я – нет. Можете ли вы себе представить, что Кими будет в полночь на машине ездить в соседнюю пиццерию, чтобы накормить механиков, как это делал Шумахер? Я – нет. Тут на ньюсе кто-то из фанатов Кими произнес замечательную в своей показательности фразу: «Команда должна сделать для Кими все. Кими команде ничего не должен». Комментарии излишни.

Пару слов о «Тодте-Шумахере» и еще одном факте, который поднимался в исходном посте камрада. Я бы не переоценивал влияние Тодта на дела Скудерии. Еще в прошлом году между Жаном и Монтеземоло отношения были далеки от блестящих, следствием чего стал уход Жана с руководящего поста в Скудерии и полный захват власти «итальянской партией». Адекватность кадровых стратегических решений Монтеземоло вызывает определенные вопросы – вместо того, чтобы создать по образу и подобию «Ред Булла», «Рено» или той же «Хонды» молодежную программу, он предпочитает выкидывать десятки миллионов на покупку готовых звезд. Одна звезда по мнению Луки в команде должна быть всегда. Десять лет роль звезды играл Шумахер. Потом пригласили Райкконена, пригласили заранее, потому что Шумахер мог закончить карьеру в любой момент. Теперь Лука хочет Алонсо – не потому ли он его хочет, что Кими до сих пор не определился со своим будущим? После Хоккенхайма в прессе прошли слухи о том, что Кими предложен контракт на 2010-2011 год. В Формуле-1 слухи на ровном месте не возникают, значит скорее всего, факт имел место быть и это тоже логически объяснимо: Хэмилтон дал понять, что ему хорошо в «МакЛарене», Райкконен сомневается, стоит ли ему продолжать после 2009-го, Алонсу усиленно соблазняет долгосрочным контрактом «Хонда». То есть существует риск остаться где-нибудь к Монце-2009 без пилота-звезды. Отсюда и заигрывания с Алонсой, отсюда и давление на Кими. Мнение Тодта по этому вопросу (а Жан был противником приглашения Алонсо), как видим, никого не интересует. Доменикали и Балдиссьери, хоть и работали много лет под началом Жана, тем не менее, его людьми не являются (и в этом плане очень показателен отказ Брауна возвращаться обратно – не захотел Росс, будучи формальным начальником, оказаться под властью итальянцев). И уж совсем трудно мне представить Тодта, который указывает Дайеру, сколько топлива заливать Кими в баки и какую резину ему ставить в квалификации. Не тот уровень.

Что касается «покровительства Шумахера Массе" – я честно говоря не понимаю, почему это факт так расстраивает большинство фанатов Кими Райкконена. Не раз и не два я видел глубокие рассуждения о том, что финн настолько лучше Семикратного, что в одной команде на одинаковой технике Кими порвал бы его как тузик грелку. Теперь выясняется, что Шумахер покровительствует Массе, которого большинство фанатов Кими считает откровенно слабым пилотом и эти два слабака в сумме дают куда более впечатляющие результаты, нежели один цельный гонщик Кими Райкконен. Да, Шумахер наверняка помогает Массе с настройками. Но опять таки, не Шумахер приказывает инженерам ставить ту или иную резину и заливать баки. Не Шумахер дважды вылетал в Австралии, ломал спойлер в Сен-Девоте и врезался в Сутиля, ошибался с выбором резины в Сильверстоуне, и сбивал механиков в Валенсии. Причины в самом Кими. И не везде, где отсутствовал Шумахер, Масса проигрывал Кими.

И, наконец – я вообще не понимаю, с чего фанаты Кими устроили такой вселенский плач. 13 очков до первого места, в прошлом году за шесть гонок до финиша было куда как больше.

Comments

Дима
te_sp 26.08.08, 16:10 (UTC)
Ого. Ну я прочитал.
Берегись, заклеймят кимофобом!
HEAR ME ROAR!
traktor_bang 26.08.08, 16:13 (UTC)
Антикимитом
Anato1y
anato1y 26.08.08, 16:17 (UTC)
Кстати, это косяк Кими в Валенсии оказался?
dale_spb
dale_spb 26.08.08, 16:19 (UTC)
В смысле? На пит-стопе что ли?
Vyacheslav L.
snzstorm_ru 26.08.08, 16:19 (UTC)
Парни, я пока дома три окна менял,
тут такие посты обширные появились ;))
dale_spb
dale_spb 26.08.08, 16:20 (UTC)
Ну так тут периодически жалуются, что в сообществе читать нечего, мы с коллегой восполняем пробелы на интересную большинству тему:)
ДитЁ Весны
harunoko 26.08.08, 16:24 (UTC)
конечно, не потеряно. но как-то не очень приятно наблюдать, как все доезжают там, где оказались. и ведь, на самом деле, не так много сейчас гонщиков, которые готовы из кожи вон лезть, чтобы даже на не самой хорошей машине победить, как это старался делать Шумахер. как ни странно, такое ощущение, что именно у Массы желание бороться чуть ли не сильнее всех. и при этом до сих пор е вижу в нем чемпиона в упор. странно все это...

если у Кими и правда нет мотивации (по виду, конечно, пофигист полный, но кто его знает, что там в его финской голове). потому что если не кими, то кто же (ну, это я со своей стороны говорю, да).

а вот интересно, что будет, если он вдруг найдет мотивацию, а феррари уже оприходует алонсо?:)
dale_spb
dale_spb 26.08.08, 16:32 (UTC)
У Массы желание бороться как-то очень избирательно работает. В Канаде из всех щелей перло, в более благополучной по ситуации Германии - куда-то улетучилось, едва в зеркалах показался Хэмилтон:)
HEAR ME ROAR!
traktor_bang 26.08.08, 16:28 (UTC)
Я можбыть совсем уже на волне своей депрессии ушёл с головой в упрощение, но все тактицкие анализы райкинских неудач проходят мимо меня. Мимее не бывает.
Имха Кими уже долго время при победах всем своим показывает что ему вапще все пофигу, он при ошибках показывает что ему вапще всё пофигу, он даже Кубице пол-чемпа проигрывает - а ему на это глубоко пофигу.
Уже которую гонку все болелы Райкина видят как в начале гонки Кими всё пофигу, затем в середине гонки ему все пофигу, после чего к финишу ему всё пофигу. И при этом болелы Райкина искренне недоумевают - а почему Кими не лидер?
К чему граждане в прошлом посте оценивают ошибки в тактике и неправильную резину, если Кимка не может даже вести себя профессионально, как нормальный спидигонщег?
Вряд ли нужно думать, что Кими может плевать на свои обязанности, свой прогресс и свою работу, и при этом выигрывать все гонки подряд с пятью кругами от Массы. За счёт чего выигрывать-то? За счёт одной своей крутости? Тоже мне доктор хаус.
dale_spb
dale_spb 26.08.08, 16:30 (UTC)
Траке, ну ты много хочешь от болельщиков Кими. Они тот простой факт, что Масса в этом году едет ничуть не хуже, ничем иным кроме как теорией заговора объяснить не могут, а ты хочешь, чтобы они от веры в то, что Кими - бохх, отказались:))))
Od1n
odvan 26.08.08, 16:33 (UTC)
Вы несколько передергиваете (результаты в Q1 и Q2 ни о чем не говорят, с тем же успехом надо сравнить время на тестах и свободных практиках), о некоторых моментах умалчиваете (в Венгрии весь второй отрезок был за Алонсо, который был буфером для Кими), иногда домысливаете (про сравнение с Мэнселлом и на ходу - у них не иначе крылья вырастают) - и результат налицо.

Можно долго и нудно спорить, но это ни к чему.

Просто мне никто так и не ответил - почему Кими все гонки выиграл когда заправлялся меньше Массы или приблизительно как он, но почти во всех остальных гонках Масса легче, и намного. Вот как вы думаете - Кими заправляют на три круга меньше в Валенсии, Массу - на три больше - у кого какая позиция была бы на старте?
Dmitry Zarutsky
bonesdmz 26.08.08, 16:48 (UTC)
Это все софистика - кругом больше, кругом меньше. Факт в том что Кима не сильно-то борется. Некоторое время спустя это может негативно сказаться на перспективах в КК.
Этот его финский похуизм меня как фаната команды сильно раздражает, хотя я за него побаливаю немного. Поэтому нужно отбросить тот факт что интегрально как пилот Кима сильнее Массы значительно, и реально уже делать ставку на Массу. Если Кима захочет - он, я думаю, сможет его сделать и так.
Масяньский
skogens_kjole 26.08.08, 16:38 (UTC)
Оу! Спасибо за пост!
У меня кстати возник такой вопрос еще по итогам чтения исходного поста и других обсуждений. Почему некоторые считают Массу "морально неустойчивым"? То есть, я примерно, понимаю, что имеется в виду, но я не могу согласиться с таким жестким диагнозом.
Дима
te_sp 26.08.08, 16:46 (UTC)
Нюрбургринг в прошлом году показателен, да и вылеты на ровном месте вроде Малайзии - тоже.
NazZa®
naz_zar 26.08.08, 17:04 (UTC)
Ещё попов говорил, что "непонятно, зачем вобще кими учавствует в гонках" - выиграл гонку, ухмыльнулся и поковылял на пресс-конференцию. Я только пару раз видел его улыбающимся - в начале карьеры и после ГП Бразилии'03, где он по-моему откровенно радовался тому, что остался жив после всего цирка, произошедшего на трассе :).
dale_spb
dale_spb 26.08.08, 17:06 (UTC)
На самом деле, разговоры о том, что "Кими никогда не улыбается" - не более чем расхожий журналистский штамп. Улыбается и еще как:)
ответ (Анонимно)
Kate`s dirty sister
stuardessa 26.08.08, 17:18 (UTC)
Да-да!
Теория заговора. Кругом одни враги. Чесслово, последнее время отношусь к Кими примерно так же, как и он относится к гонкам. Т.е. пофигистично. Главное, что б не убил никого, а то частенько покушается :)

И это... Богу, между прочим, можно все - и спать, и ххх на все забить, и не улыбаться.
Ghoulein
ghoulein 26.08.08, 17:51 (UTC)
Всегда интересно узнать мнение, так сказать, противоположной стороны - мы, болельшики, зачастую не замечаем огрехов своих любимцев. Соглашаться или не соглашаться - это уже личное дело каждого. Например, по поводу того, что Скудерия работает больше на Массу. По-моему сейчас (не всегда так было, но именно сейчас) это факт. И вполне объяснимый - Феррари получают от Массы куда большую отдачу, чем от Кими, так что выбор вполне очевиден.
Разнообразные подсчеты "у кого длиннее" тоже не показатель. А вот давайте посчитаем, у кого больше быстрых кругов... Так можно до бесконечности меряться. Не проще ли посмотреть турнирную таблицу? Пусть она тоже не показатель для многих, но исход чемпионата определяет :)
mnement
mnement 26.08.08, 18:02 (UTC)
Кстати, касаясь Фелиппе. Понятно, что он, как и все бразилы, человек настроения, но кажется, что он все больше и больше учится управлять этим настроением. Да, ошибки бывают, но у кого их не бывает, вспоминая и Михаэля, и того же Алонсу, и в особенности Хэма в конце прошлого сезона. Не думаю, что Шумахер мог поставить на того человека, который не сможет быть чемпионом, я думаю что он знал, что в случае чего Фелиппе и сам способен потянуть команду, если что-то не сложится, и быть хорошим партнером и командным игроком.
Митти Зи
mighty_z 26.08.08, 20:34 (UTC)
Спорить о Кими но совсем не хочется. Может быть и то, и другое, и трее. За всё время, которое я за него болею, он показал, что если он захочет победить, он это сделает. Будь у него отличная машина или не очень, но конкурентоспособнаz, если ему нравиться трэк и он подходит машине, Кими может выйграть. Мы же не знаем, что у него на душе, так что к чему пересуды? Я его последнее время не ругаю и не защищаю, просто наблюдаю. И он может иногда удивить)

C Массой тоже всё понятно. Побеждать он умеет, Феррари ему определённо подходит, да и мотивации хоть отбавляй. Он ведь даже ни разу не вице-чемпион. юбопытно, что он последнее время стал косить под Хэмильтона. Родственники и того, и другого стали постоянно светиться в паддоке, махать в камеры и всем своим видом изображать поддержку. Любопытно, что на отца Хэмильтона все очень сильно гонят, а про брата/отца/друга Массы пошутят разок и замолчат. Я прекрасно знаю, что большая часть сообщников — ярые ферраристы, но вот оскорбления не пойму никогда.

Гораздо более любопытно, что же станет с Феррари под управлением итальянцев. Сейчас ушёл весь прежний костяк команды, по крайней мере те, кого видели и знали фанаты. Начались просчёты с тактикой, с балансом. Они не могут выбрать, на какого гонщика поставить, и оптимизируют машину то под одного, то под другого. Можно было бы найти решиния, которые бы помогли Массе быть быстрее в гонке, а Райкконену в квалификации, но не одновременно. В итоге, то один, то врой выходит вперёд. Начались проблемы с двигателями, то деталью машины, которой Скудерия по праву славиться.

Маки же планомерно улучшаю машину. Хэмильтон редко ошибается по-крупному, а Ковалайнен становиться стабильнее и находит способы адаптироваться. Деннис, Уитмаш и Хауг на своих местах. Мотивации у них навалом, последний титул был ой как давно.

Короче, я перемен джу больших в следующем сезоне. Жду прорыв у Хонды, Быков и БМВ. Сомневаюсь, что красные смогут опять безоговорочно лидирова в ближайшие несколько лет, кто бы не был пилотом. А если пригласят Алонсо, когда в команде будет ещё и другой чемпион, то вообще пиши пропало.
Угрюмый клавишенажиматель
alacsony 26.08.08, 21:52 (UTC)
Да... И ведь не поспоришь. Во время прошлой гонки я поминал имя Кими исключительно в связке с матерными эпитетами. Что будет, если он Бельгию не выиграет, не хочу даже думать. При всём при этом, без него Ф-1 станет скучнее.

И ещё один момент. На фоне нарастающего конфликта Кимигёрлз vs. Массачикз, между самими объектами их вожделения видимых трений не заметно. То-то будет, если мы получим парочку Алонсо-Масса. Тут и Сенна с Простом покажутся лучшими друзьями.
Юрич, дядька Юрич, Андрей Липатов
kccrimson 26.08.08, 23:17 (UTC)
привет! без спроса, как мы договаривались, закидываю твой пост в рамблер-формулу в "авторскую колонку". пост, на который ты писал ответ уже там по обоюдному согласию с автором. так что живите мирно рядышком оба...))))
спасибо!
blackinmind
blackinmind 27.08.08, 6:03 (UTC)
большое спасибо за пост.
в прошлом году проиграл другу шампанское, поставив на Массу.
хоть кто-то написал, что можно и выиграть.

зы. жена - болельщица Массы - тоже шлет благодарности :)
Начните ветвь обсуждения, написав новый комментарий.