dale_spb (dale_spb) wrote in ru_f1,
dale_spb
dale_spb
ru_f1

Category:

Еще раз о Кими Райкконене

Итак сегодня уважаемый коллега odvan написал большой пост о той трудной ситуации, в которой сейчас находится Кими Райкконен. В самом посте было высказано много соображений, кое-какие из них были спорными, но, если вкратце, то общий смысл поста коллеги сводился к следующему:
1. «Феррари» работает над машиной исключительно в интересах Массы
2. «Феррари» постоянно выбирает для Кими более ущербную тактику, заставляя его «бензовозить»
3. В «Феррари» царит «коалиция Тодта-Шумахера», которая не может простить Кими прошлых обид и не заинтересована в том, чтобы Кими остался в команде.

Понимая, что ответ на пост коллеги будет довольно большим по объему для обычно комментария я решил вынести свои соображения на этот счет в отдельный пост.


К ответу на первый вопрос (машина в пользу Массы) мы еще вернемся, пока же давайте вспомним результаты сезона и сравним двух напарников.

Для начала посмотрим на такую вещь, как счет по квалификационным сессиям. Чаще считают «счет в квалификации», но в нынешних условиях он, ИМХО, не всегда показателен из-за большого элемента случайности в одной решающей попытке из одного быстрого круга и разного количества топлива. Гораздо интереснее посчитать, насколько два пилота одной команды быстрее друг друга во всех трех сессиях, особенно когда первые две проходят еще и с одинаковым количеством топлива. Учитываются, естественно, только те сессии, в которых участвовали оба пилота, у «Феррари», впрочем, все такие, исключение составляет только Австралия)

В случае с Кими и Массой результат очень показателен: 25-9 в пользу Массы с учетом всех трех квалификаций, 18-5 – только с учетом Q1 и Q2. Вывод отсюда один – на протяжении всего сезона Масса быстрее в квалификационном режиме. Он способен больше выжать из пустых баков, у него нет проблемы «прогрева резины». Отсюда и вполне логичный выбор тактики: нет смысла делать Кими пустые баки, если он с одинаковым количеством топлива зачастую едет медленнее бразильца. Он не раз доказывал, что прекрасно реализует «тактику Шумахера» - то есть останавливается на несколько кругов позже соперников, на этих кругах до предела взвинчивает темп и создает необходимый задел для выхода вперед. Это же подтверждает и Стефано Доменикали: «в квалификации Фелипе предпочитает выступать на более легкой машине, чтобы иметь возможность атаковать во время гонки. Кими же, наоборот. Он хочет оставаться на трассе дольше всех, поскольку знает, что скорость по ходу гонки - одна из его сильных сторон».

Теперь вспомним, как развивались события по ходу этого сезона.
Австралию оставляем за скобками: в квалификации проблемы были у Кими, в гонке сразу после старта попал в аварию Масса и ему сменили тактику. Внятно определить зависимость результатов в квале от количества бензина в баках не получится.
Малайзия: Масса опередил Кими в квалификации почти на полсекунды и остановился на круг раньше. (то есть выигрыш квалы не объясняется большим количеством топлива в баках у Кими). Однако Райкконен за этот круг умудрился создать задел, достаточный для того, чтобы опередить Фелипе.
Бахрейн – 3-0 по квалификационным сессиям, в квалификации Кими уступил Массе две позиции, при этом на первый пит-стоп он остановился на круг раньше Массы. Бахрейн, кстати, до Валенсии был единственной трассой, на которой быстрейший круг Массы в гонке был лучше круга Райкконена (это к вопросу о словах Доменикали «скорость в гонке – одна из сильнейших сторон Кими»).
Испания – обратная картина. Масса проиграл 1-2 по сессиям и проиграл две позиции на старте, располагая более легкой машиной. Первый визит Михаэля Шумахера в боксы Скудерии в 2008-м не мешает Кими выиграть гонку, лидируя практически от старта до финиша.
Турция – во второй квалификации Кими опередил Массу, что, возможно, и натолкнуло его и его инженеров на мысль о том, что можно было заправиться чуть больше Массы. В итоге бразилец выиграл поул, а в гонке остановился на два круга раньше финна.
Монако из сравнения выпадает. Квалификацию выиграл Масса, Кими проиграл ему совсем немного, но свой первый пит-стоп он внепланово провел на 27-м круге из-за того, что сломал спойлер в Сен-Девоте. Масса остановился по плану шестью кругами спустя.
То же самое и с Канадой – оба останавливались под пейс-каром на 19м круге, сказать, кто из них был тяжелее в квалификации нельзя.
Во Франции Райкконен проиграл Массе в первых двух сессиях квалификации и на Q3 вышел на машине, заправленной на два круга легче, нежели у Массы. Как итог – поул с преимуществом в 0,041 – уместно говорить о том, что финн выиграл за счет боле легких баков.
Великобритания опять же не позволяет сравнивать тактику Массы и Кими – они останавливались на одном и том же круге. Впрочем, Сильверстоун у Массы не задался целиком и полностью, это единственная трасса, на которой он проиграл финну в квалификации 0-3, про гонку и говорить нечего.
В трех следующих гонках картина абсолютно одинаковая: 3-0 в пользу Массы в квалификации, +3-4 места на старте в его же пользу, более тяжелая машина у Кими (2 круга в Германии, 4 - в Венгрии, 3 - в Валенсии).

Как мы видим, Кими вполне успешно проигрывал Массе в квалификациях и до того, как заговорили о том, что у него есть проблемы с шинами. До Хоккенхайма их счет в квалификациях был 4-4 (без учета Австралии). Значит, дело не только в абстрактном «прогреве».

Более того, к вопросу о том, что «Кими не может прогревать шины». Вспомним гонку в Венгрии. После своего второго пит-стопа, проведя на трассе всего два полных круга, Кими сразу же поехал в том же ритме, в каком он ехал на последнем круге перед заездом в боксы (а именно - быстрее всех на трассе). При том, что топлива у него в баках было на 18 кругов больше, то есть машина была тяжелее килограммов эдак на 60.

Вернемся к вопросу номер один – о машине, которую делают «для Массы». Начнем с того, что перед Францией, которая коллегой почему-то выбрана за точку отсчета, никаких особых резонов делать ставку на Массу не было – по очкам было всего плюс три в пользу бразильца. Перед Хоккенхаймом счет был и вовсе равный. В теорию заговора «коалиции Тодта-Шумахера» я тоже верю слабо и ниже объясню, почему. Одним словом, никаких объективных причин делать ставку на Фелипе, имея в штате дорогостоящего чемпиона мира, попросту не было. Остаются причины субъективные.

Я давно говорю о том, что в чисто гоночном плане Кими очень напоминает мне Мэнселла (при том, что по характеру они – полные противоположности). Кими, как и Найдж, обладает ярко выраженными скоростными качествами, когда машина на ходу – он просто неудержим, и, вместе с тем – в карьере обоих этих пилотов есть то, что многие называют «кармой неудачника». Вспомним, сколько раз Мэнселл пытался выиграть титул, сколько раз под ним в решающих гонках ломалась машина. Сколько раз то же самое происходило с Кими. Роднит Кими и Мэнселла еще одна черта – оба восхитительно быстры, когда восхитительно быстра их машина. Как только что-то идет не так, от машины не удается получить того отклика, которого хотелось бы, оба откровенно теряются. Мэнселл в такие моменты уезжал играть в гольф, Кими едет играть в хоккей. Есть и еще одна параллель – оба активно не любили участвовать в тестах. Как, спрашивается, можно получить полную отдачу от машины, если ты не любишь работать с инженерами на испытаниях и они для тебя – нудная обязаловка. Кими не раз и не два говорил, что удовольствие он получает только от гонок, все остальные компоненты Формулы-1 его откровенно тяготят. Иными словами: есть классная тачка – Кими горы свернет, тачка не едет – ну и лааааааааадно… С F2008 все получается отнюдь не так гладко, как тот же Кими рапортовал публике перед стартом сезона, проблем с машиной оказалось больше, чем можно было ожидать после той же Турции, «МакЛарен» после прошлогоднего скандала отнюдь не утратил ни мотивации, ни инженерного опыта. Есть ли мотивация у выигравшего давно вожделенный титул Райкконена – большой вопрос, недаром именно этой зимой пошли слухи о том, что Кими собирается завязывать с гонками в конце 2009го. Ну в самом деле, титул есть, имя в историю вписано, денег – выше головы, можно кушать жизнь огромной ложкой: хоккей, мотоциклы, вечеринки с друзьями на яхте, ни тебе скучных тестов, ни еще более скучных инженерных брифингов, ни корпоративных мероприятий с непонятными людьми, ни тупых журналистов. Жизнь удалась, зачем ломать голову над тем, почему так трудно прогреть покрышки в квалификации? Для того, чтобы все время выигрывать, все время быть на вершине, нужно быть фанатиками гонок. Именно такими, какими были Шумахер и Сенна. Можете ли вы, положа руку на сердце сказать, что Кими «живет гонками»? Я – нет. Можете ли вы себе представить, что Кими будет в полночь на машине ездить в соседнюю пиццерию, чтобы накормить механиков, как это делал Шумахер? Я – нет. Тут на ньюсе кто-то из фанатов Кими произнес замечательную в своей показательности фразу: «Команда должна сделать для Кими все. Кими команде ничего не должен». Комментарии излишни.

Пару слов о «Тодте-Шумахере» и еще одном факте, который поднимался в исходном посте камрада. Я бы не переоценивал влияние Тодта на дела Скудерии. Еще в прошлом году между Жаном и Монтеземоло отношения были далеки от блестящих, следствием чего стал уход Жана с руководящего поста в Скудерии и полный захват власти «итальянской партией». Адекватность кадровых стратегических решений Монтеземоло вызывает определенные вопросы – вместо того, чтобы создать по образу и подобию «Ред Булла», «Рено» или той же «Хонды» молодежную программу, он предпочитает выкидывать десятки миллионов на покупку готовых звезд. Одна звезда по мнению Луки в команде должна быть всегда. Десять лет роль звезды играл Шумахер. Потом пригласили Райкконена, пригласили заранее, потому что Шумахер мог закончить карьеру в любой момент. Теперь Лука хочет Алонсо – не потому ли он его хочет, что Кими до сих пор не определился со своим будущим? После Хоккенхайма в прессе прошли слухи о том, что Кими предложен контракт на 2010-2011 год. В Формуле-1 слухи на ровном месте не возникают, значит скорее всего, факт имел место быть и это тоже логически объяснимо: Хэмилтон дал понять, что ему хорошо в «МакЛарене», Райкконен сомневается, стоит ли ему продолжать после 2009-го, Алонсу усиленно соблазняет долгосрочным контрактом «Хонда». То есть существует риск остаться где-нибудь к Монце-2009 без пилота-звезды. Отсюда и заигрывания с Алонсой, отсюда и давление на Кими. Мнение Тодта по этому вопросу (а Жан был противником приглашения Алонсо), как видим, никого не интересует. Доменикали и Балдиссьери, хоть и работали много лет под началом Жана, тем не менее, его людьми не являются (и в этом плане очень показателен отказ Брауна возвращаться обратно – не захотел Росс, будучи формальным начальником, оказаться под властью итальянцев). И уж совсем трудно мне представить Тодта, который указывает Дайеру, сколько топлива заливать Кими в баки и какую резину ему ставить в квалификации. Не тот уровень.

Что касается «покровительства Шумахера Массе" – я честно говоря не понимаю, почему это факт так расстраивает большинство фанатов Кими Райкконена. Не раз и не два я видел глубокие рассуждения о том, что финн настолько лучше Семикратного, что в одной команде на одинаковой технике Кими порвал бы его как тузик грелку. Теперь выясняется, что Шумахер покровительствует Массе, которого большинство фанатов Кими считает откровенно слабым пилотом и эти два слабака в сумме дают куда более впечатляющие результаты, нежели один цельный гонщик Кими Райкконен. Да, Шумахер наверняка помогает Массе с настройками. Но опять таки, не Шумахер приказывает инженерам ставить ту или иную резину и заливать баки. Не Шумахер дважды вылетал в Австралии, ломал спойлер в Сен-Девоте и врезался в Сутиля, ошибался с выбором резины в Сильверстоуне, и сбивал механиков в Валенсии. Причины в самом Кими. И не везде, где отсутствовал Шумахер, Масса проигрывал Кими.

И, наконец – я вообще не понимаю, с чего фанаты Кими устроили такой вселенский плач. 13 очков до первого места, в прошлом году за шесть гонок до финиша было куда как больше.
Tags: аналитика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 106 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →