?

Log in

No account? Create an account

Сентябрь 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345
6
78
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Официально




Вчера мы наблюдали достаточно интересную гонку. Будь это не Гран При Венгрии на кольце Хунгароринг, все бы жаловались на отсутствие обгонов, без которых гонки как таковые теряют смысл. Но не надо забывать о том, что в гонках важны не только возможности техники, так и её надёжность.

В современной Формуле 1 очень часто можно смотреть только несколько моментов в гонке: старт и питстопы. Некоторые сезоны больше и нечем вспомнить, кроме имени чемпиона, конструктора и крупного завала в первом повороте одного из ГП. Последние два года нам везёт и это прекрасно.

Вчера Масса подарил нам захватывающий старт. Сделал он это вопреки разговорам о потери Ferrari F2008 темпа и общей нестабильности в команде. Накануне гонки он в очередной раз подтвердил, что никто другой так хорошо не умеет квалифицироваться в любых условиях. Третье место на стартовой решётке было тем максимумом, на которое, по мнению многих, команда была способна. Хунгароринг всегда больше подходил Mclaren и BMW, так как они отдавали приоритет аэродинамике, а не мощности. Если первые боролись до самого конца и достаточно много заработали, то вторые затерялись в глубине стартового поля, удивляя отсутствием скорости.

Ferrari были предсказуемо не быстры во всех практиках, однако лучшее время квалификации осталось именно за Массой. — 1:19.068 в Q2. В третьем сегменте Mclaren не оставили остальным командам шансов и заняли первый ряд на стартовой решётке. Казалось бы, если Массе удалось взять хороший темп в Q2, то отставая от лидера в Q3 на 0,3 секунды, он должен был идти на довольно длинный первый отрезок. Но Масса заехал первым — на круг раньше Хэмильтона, стартовавшего с поула.

Почему же Массе удалось провести столь успешную гонку, так неожиданно закончившуюся за три круга до финиша?

В некоторых гоночных сериях командам разрешают использовать «ускорители» на коротких отрезках дистанции. В A1 Grand Prix каждый пилот может 6 раз за гонку нажать на кнопку boost (ускорение), отключающий ограничитель оборотов. Такая же система была установлена на машинах американской Champ Car под названием push-to-pass (нажми и обгони!). Ускоряться могут болиды в серии Formula Palmer Audi, но там всё интереснее: при нажатии на кнопку ускорения у двигателя (4х цилиндровый Audi объёмом 1,8 л, максимальная скорость около 240 км/ч) мощностью в 300 лошадиных сил просыпается турбина, дающая прирост в 60 лошадей.

Недавно в FIA в перерывах между урезаниями доходов, снижении скоростей и вечеринок в немецком стиле, стали вспоминать, что F1 задумывалась как самая передовая и техничная гоночная серия. Это привело к тому, что нас попробовали запугать 4х цилиндровыми движками на биотопливе и минимумом аэродинамики, а, чтобы все поуспокоились, придумали Систему рекуперации кинетической энергии. СРКЭ, или KERS, как мягко пишет наша пресса, за что ей спасибо, единственная полезная для зрелищности инициатива, поэтому её решили ввести поскорее, но параллельно со снижением эффективности аэродинамики.

Вкратце напомню, как работает KERS. На машину устанавливается устройство, собирающее энергию трения, вырабатываемую при каждом торможении. Она подзаряжает батареи, а при нажатии на кнопку ускорения, расходуется электродвигателями на кратковременное увеличение скорости. Использовать систему можно будет однократно на каждом круге, а разрешённое время работы электродвигателя — 6,5 секунд. О соблюдении этих ограничений будет заботиться стандартизированный с этого сезона блок электроники (ECU).

Не секрет, что командам всегда хотелось выжать максимум из своих машин. В конце концов, Формула собрала всех гениев автомобильной инженерии, а не работников автопромышленности общественного потребления. Когда-то болельщики могли наблюдать в пелетоне абсолютно непохожие машины, а некоторые шасси выступали и по 5 лет без каких либо радикальных изменений. Сейчас же из-за запрещающего большинство нестандартных решений регламента, большинство эффективных технических новинок используется командами тайно, а общественность о них узнаёт на фоне очередного скандала о нарушении регламента. Однако есть сферы, в которые FIA предпочитает не влезать.

Сейчас действует ограничение на двигатели. Все команды должны использовать V-образные 8ки с ограничением в 19 000 оборотов в минуту. При этом в течение сезона работа над мотором запрещена, а в будущем грядёт и пятилетний запрет на совершенствование двигателей. Каждый движок должен использоваться подряд в двух гонках, кроме случаев, когда гонщик сходит. Замена двигателя в субботу до квалификации карается штрафом в 10 позиций на старте.

Уже достаточно давно в F1 была разработана система, позволяющая управлять режимами работы двигателя. Раньше она включала в себя различные настройки агрегата, контроль подаваемой топливной смеси и программно установленные ограничители оборотов, как для проезда по питлейну. Например, в прошлом году у большинства команд был специальный режим работы двигателя для третьего сегмента квалификации, а именно для кругов прожига топлива. Этот режим обеспечивал наиболее щадящую работу, чтобы не перегружать мотор и тем самым не сокращать ресурс его работы. Вы не раз могли слышать во время радиообмена пилотов с боксами, что их просят перевести режим двигателя в такую-то позицию (у всех разное кодовое слово), чтобы поберечь двигатель. Реже нам давали послушать команды из боксов, когда технический инженер сообщал, что можно побороться с пилотом впереди и столько-то кругов использовать такой-то режим двигателя.

Вот о нём подробнее. Точно сказать, конечно, нельзя, как сейчас реализована установка режимов, ведь у всех команд стоит стандартизированный ECU. Возможно, программирование настроек полностью отдано командам, а может быть и нет. В любом случае, в этом сезоне переключать режимы можно, но в радио обмене об этом особо не слышно.

Вернёмся к Массе. На старте он сделал великолепный рывок. У него были все шансы обогнать Ковалайнена на старте, ведь тот стартовал с грязной части трассы и в полную силу мог поехать, только выйдя на прорезиненную траекторию. Но Масса не просто отыграл одну позицию, в первый поворот он вошёл вровень с Хэмильтоном, а уже через пару секунд возглавил гонку и создал небольшой отрыв. Тем временем Райкконен не особо уверенно стартовал с грязной части трассы, пропустил Алонсо и стал седьмым.

Видя, что Хэмильтон сдаваться не собирается, Масса начал взвинчивать темп. К 15ому кругу между ними было около 3х секунд, причём каждый круг был быстрее предыдущего. Оба сдаваться не собирались. Неожиданно, Масса заехал на питстоп на 16ом круге, что на круг раньше Хэмильтона. Трезво оценив ситуацию, британцу немного поменяли тактику и заправили его на более длинный второй отрезок, в надежде дать ему возможность пересидеть соперника кругов на пять во время следующей волны остановок.

Итак, до самого прокола колеса у Хэма на 41ом круге оба лидера шли примерно вровень: отрыв вырос до 4х секунд, что вполне объясняется большим запасом топлива у Mclaren. Проблемы у британца помешали нам посмотреть, чем закончится эта тактическая борьба. Казалось, что Масса уже выиграл гонку, но…

Периферия двигателя у Ferrari в начале сезона оказалась не такой надёжной, как обычно. В Австралии сошли все 6 машин с моторами Ferrari. При этом Масса, Райкконен и Бурдэ сошли из-за проблем с двигателем. Таким образом, они вышли из общего порядка смены двигателей и новый мотор с тех пор ставился на машину после каждого нечётного этапа (в то время как все остальные меняли мотор после каждой чётной гонки). Надо заметить, что это для команды даже имело свои плюсы, ведь в календаре этапы на трассах Спа Франкошарм и Монца стоят в календаре подряд: сначала нечётная 13ая Бельгия, а следом 14ая Италия. Оба кольца требуют от двигателей способность выдержтвать большие нагрузки, так что использовать один агрегат на обоих этапах — затея весьма рискованная. Таким образом, Ferrari эту проблему как бы само собой решили. Для сдвига графика на один этап Кулхард, например, провёл три гонки на одном моторе.

ГП Венгрии было 11м этапом. В Ferrari использовали двигатели, установленные ещё перед Хокенхаймом. Тогда оба пилота не особенно атаковали. Тот же Хэмильтон без особых сложностей обошёл Массу кругов за 5 до финиша, когда все начинают сбрасывать темп, чтобы поберечь мотор.

Некоторый запас ресурса двигателя у Массы был. Он проходил круги в хорошем темпе, и всё время понемногу наращивал преимуществу перед Mclaren'ами. За каких-то 3 круга до финиша у Массы сгорает мотор. Через некоторое время по live timing стало видно, что Райкконен, начавший приближаться к Глоку и установивший лучший круг гонки, сбросил темп и стал проигрывать по секунде, а не отыгрывать, как кругом раньше.

Не знаю, насколько логичным это сочтёте вы, но у меня нет практически никаких сомнения, что Ferrari активно использовали программу с более агрессивной подачей топлива. Чаще всего это подразумевает обогащение смеси, за счёт чего двигатель быстрее раскручивается до максимальных оборотов. На Хунгароринге, превосходящем по средней скорости только Монако, это может обеспечить более интенсивный разгон и больший крутящим момент на выходе из поворота. Интересно то, что здесь двигатель редко раскручивается до маскимальных оборотов, так что о ресурсе двигателя волноваться особенно не приходится.

А теперь смотрите. Масса выстреливает на старте, я предполагаю, что на самой агрессивной программе. Дальше он включает более щадящий режим, но не стандартный гоночный. Это позволяет ему не только идти в темпе преследующего его Хэмильтона, но и отрываться от него на 0,1 на круге. Так проходит 40 кругов, пока у Mclaren не возникли проблемы. Масса переводит двигатель на стандартный гоночный режим, время на круге немного падает. Осталось только доехать до финиша и радоваться удачной стратегии. Да, при таком раскладе у Массы вполне могло быть и больше топлива во время квалификации, чем у обоих Mclaren'ов, он просто сжигал больше на каждом круге, поэтому и заехал самым первым из пелетона.

У вторая Ferrari так же можно усмотреть похожую тактику. После своего второго питстопа на 51ом круге Райкконен оказывается впереди Алонсо и получает возможность атаковать. Он стал сокращать отставание от Глока по секунде на круге, установив самый лучшее время гонки. Тут сгорает мотор у Массы и тут же Райкконен сбавляет темп. Если связать это между собой и отмести предположение, что Кими просто отчаился обогнать немца и решил спокойно добраться до финиша, то можно догадаться, почему сгорел мотор у Фелиппе.

Ferrari рисковали, надеять на надёжность свой техники, и им практически удалось выйграть. Правда, если бы прокола Хэмильтона не было, то двигатель Массы сгорел бы гораздо быстрее. Для положения в чемпионате риск был не оправдан, но кто не рискует, то и не поливат подиум шампанским. Да и гонку мы увидели интересную.

Так что главным герокм Хунгароринга стал именно Масса. Он сделал ту гонку, которую мы увидели. А Ковалайнен, Глок и Райконен молодцы, что смогли вынести из этого выгодя для себя.

Comments

mnement
mnement 4.08.08, 21:30 (UTC)
хм... может да, а может нет... но скорее нет. Ибо если бы да, то двигатель начал подавать нехорошие признаки и это бы зарегистрировали те же лямбда зонды по выходящей смеси газов. А Масса говорит, да и по картинке было видно, что двигатель сгорел просто при выходе из поворота и начале разгона. Например, это мог быть сбой подачи топлива и двигатель просто залили. А про Кими...он 2/3 гонки сидел за Алонсо, двигатель навярняка работал в сонном режиме и 10-15 кругов в агрессивном режиме роли бы не сыграло. И естесственно, что Скудерия перестраховалась и попредержала вторую коняшку. Гораздо интереснее что значит "перегрев двигателя" у Феттеля
Jensen Matias Belmont
jenson_k 4.08.08, 22:52 (UTC)
да ну не. не правдподобно как то
Sergey
sir_grey 4.08.08, 23:13 (UTC)
Спасибо за столь откровенные выкладки... читать было действительно интересно!
Только вот правда или нет, мы, думаю, долго еще не узнаем.
Vyacheslav L.
snzstorm_ru 5.08.08, 4:59 (UTC)
Для большей наглядности не хватает только картограмм двигателя Массы.
Всё вполне доступно, спасибо.
ДитЁ Весны
harunoko 5.08.08, 5:53 (UTC)
если бы все писали так наглядно, глядишь, и снова бы стала разбираться в ф1 как раньше...
MIHAil
mish__ka 5.08.08, 5:54 (UTC)
если действительно в команде переоценили возможности двигателя, то как-то грустно думать о перспективах. неужели мы сильнее макларена только если насиловать двигатель?!..

MIHAil
mish__ka 5.08.08, 5:55 (UTC)
ЗЫ: автор спасибо за пост, очень интересно читать такие обдуманные выкладки
Митти Зи
mighty_z 5.08.08, 16:47 (UTC)
В Германии и Британии Ферры были медленнее. Но это ещё не так страшно, по ходу сезона всегда то одна команда выстреливает, то другая.
dale_spb
dale_spb 5.08.08, 6:57 (UTC)
Текст можно сократить вполовину, выкинув из него рассказы о kers и прочих технических инновациях:)))

Теперь по сути изложенного:
1. В Ferrari использовали двигатели, установленные ещё перед Хокенхаймом
На машине Массы - да, на машине Кими стоял абсолютно новый мотор.
2. Старт Массы был хорош, но я бы не сказал, что он был обусловлен "агрессивной программой двигателя". С Ковалайненом все ясно - четные места на старте в Венгрии практически всегда проваливаются по отношению к соседним нечетным. Что касается Хэмилтона - он грамотно оборонялся, закрыв от Массы внутренний радиус и заставив бразильца использовать единственный шанс - уйти наружу и тормозить максимально поздно. Это ему удалось и на входе в поворот Масса оказался впереди Хэма, вынудив того нажать на тормоза, чтобы избежать столкновения. Так что думаю, движок тут не при чем, речь можно везти скорее о некоем расчетливом риске со стороны бразильца и разумной осторожности со стороны британца.
3. Далее - что касается темпа во время гонки. Все удивлены темпом Массы, потому что по результатам квалификации ожидали доминирования "МакЛаренов". Между тем сам Масса в субботу говорил, что будет бороться за победу и что машина очень хороша.

На первом отрезке все вроде бы понятно - 13 из 18 кругов Масса прошел быстрее Хэмилтона. Но в то же время отрыв рос скачкообразно - на одном круге Масса мог выиграть 0,7, на следующем проиграть 0,1, потом 0,1 выиграть. Так в сумму набралось 3,5 секунды. Останавливаться же раньше "МакЛарена" вообще-то было не в интересах "Феррари" - ведь в Скудерии не знали, сколько топлива в баках у Льюиса, к тому же существовал большой риск на выезде оказаться за парой Алонсо-Кими и потерять за ними много времени.

На втором отрезке картина меняется - со 20го по 26й круг Хэмилтон идет даже быстрее Массы, сокращая отрыв с 3,5 секунд до 2,7. А вот, начиная с 27го круга Масса действительно добавляет и добавляет серьезно - 12 из 15 кругов пройдены быстрее Хэма, отрыв вырос до пяти секунд. Дальше аварийный пит-стоп Хэма, торопиться больше некуда. После второго пи-стопа Масса действительно сбрасывает темп, в среднем где-то на секунду, за три круга до схода он чуть добавляет (уж не знаю, по каким причинам), но падения темпа не происходит. Даже тот круг, который закончился отказом двигателя не сильно медленнее предыдущих - 1.23,9 против 1.23,0-1.23,4.

Теперь, что касается Кими. Атаковать Кими начал не после второго пит-стопа а на 45 м круге и тому был совершенно явный сигнал - очень резко добавил Алонсо, предыдущий круг испанец прошел на шесть десятых быстрее финна. Вплоть до пит-стопа обоих эта парочка несется по трассе абсолютно быстрее всех, везя, к примеру Массе и Хэму более секунды. Картина сохраняется и после пит-стопа и зажигалово Кими кончается только когда он догоняет Глока. После схода Массы темп падает сразу более чем на три секунды, до 1.25,5. Сброс темпа Кими при этом совершенно не означает, что все случилось из-за того, что Масса как-то форсировал двигатель - это скорее свидетельствует о том, что в "Феррари" опасались чисто механической поломки, смысла же гнать на пределе не было - потому как шансов опередить Глока было, мягко говоря, не сильно много.

Подводя итог: сам характер "внезапной смерти" мотора на машине Массы вряд ли свидетельствует о том, что он стал следствием чрезмерного форсирования для борьбы с "МакЛареном". Это, скорее, напоминает ситуацию Японии-06, когда Шумахера вывел из игры оборвавшийся поршень. Очевидно, что Масса провел прекрасную гонку, но, думаю, предпосылки к этому лежат не в области форсирования двигла (сам же сказал, что мотор в Хунге - не самое главное, не Монца в конце концов).
Od1n
odvan 5.08.08, 9:08 (UTC)
У Кими на том же самом круге произошла поломка задней подвески, к слову Феррари использовали в Венгрию новую заднюю подвеску - именно поэтому он сбросил скорость на 3 секунды с круга - с онборд было видно как его болид трясет. О поломке Феррари написали в пресс-релизе, об этом сказали Доменикали и сам Кими на конфе на вопросы с мест.

Более того - реальнее мог сгореть двигатель у Кими - потому что он практически всю гонку ехал за турбулентной, горячей струей воздуха, а скорости там и так небольшие - обдув не тот, который нужен, плюс жара - теперь главное чтобы в Валенсии у него все было хорошо.
Бачер
overfuse 5.08.08, 12:37 (UTC)
+1 по всем пунктам
Артем
dr_dobro 5.08.08, 14:45 (UTC)
+1
Митти Зи
mighty_z 5.08.08, 16:59 (UTC)
Я вот поэтому эти отступления и убрал под отдельный кат. Хотелось избежать некоторых вопросов и объянить мотивацию команд.

1. Кими разве меняли двигатель после проблем с выхлопной? Мне казалось, что решили оставить. Или я что-то пропустил?

2. Нет, я же ничего не говорю, он сделал всё очень грамотно. Но то, как он набира сорость на старте, меня насторожило.

3. Ты сам же всегда до конца не веришь пресс-релизам команд) По поводу отрывов я точно не помню, ещё не пересматривал, а в прямом эфире у меня лайвтайминга по началу не было. Так что меня дезинформировала покруговка. После второго питстопа круговые начались, так что вполне объяснимо, что время на круге скакало. Никогда ничего не скажешь наверняка, просто вот так мне показалось и я нашёл в этом некоторую логику.

зы. "Пи-стоп" — это круто))))))
dale_spb
dale_spb 5.08.08, 17:22 (UTC)
Кими меняли двигатель, я проверил по репорту маршалов на сайте ФИА - у него в Хунге стоял новый движок.

Митти Зи
mighty_z 5.08.08, 20:21 (UTC)
Ооо, спасибо! Я пытался найти информацию по этому поводу, но на сайте FIA не расчитывал увидель ничего вразумительного.
ramsh
ramsh 5.08.08, 7:38 (UTC)
Кстати, а что за элемент управления располдожен в болидах феррари справа внизу кокпита? Заметил, что гонщики часто его переводят в другое положение на прямых участках.
Митти Зи
mighty_z 5.08.08, 16:59 (UTC)
Как он выглядит?
Dr.Death
glician 5.08.08, 7:39 (UTC)
Мысль интересная, она мне тоже приходила в голову, но... думаю, что Настройки двигателя и коробки передач несомненно Феррари сделали "под старт"... На повторе мне показалось, что Масса максимально чётко среагировал на угосание огней светофора, что позволило ему влезть в эйрбэг Хэмильтона (обгон Ковалайненна не вызывал сомнений) и совершить действительно смедый и красивый обгон по внешней траектории. Удивило то, что После первого круга разрыв был достаточно ощутимым до Хэмильтона и это при том, что Маки лучше прогревают резину... Возможно, Масса банально ехал в "режиме квалификации" некоторое время...

P.S. эта гонка только подтвердило мои опасения по поводу того, что новому менеджменту Скудерии ещё есть чему учиться и в первую чередь - тактически...
Бачер
overfuse 5.08.08, 12:36 (UTC)
> эта гонка только подтвердило мои опасения по поводу того, что новому менеджменту Скудерии ещё есть чему учиться и в первую чередь - тактически...

И в чем же были тактические упущения ферров в прошедшей гонке?
Dr.Death
glician 5.08.08, 12:46 (UTC)
В данной гонке - не было... но падение надёжности машины - следствие слабового менеджмента, как мне кажется. Надо сказать, что Скудерии, имхо, не хватает Брауна и Тодта, но я верю, что новые люди смогут поднабраться опыта и ещё порадают нас хитрыми задумками.
Бачер
overfuse 5.08.08, 12:56 (UTC)
Нехватает то да, но не вечно же им было выигрывать с Мишкой =) Происходит поколений, так что это нормально ;)
Dr.Death
glician 5.08.08, 13:28 (UTC)
Согласен, просто в виду малого количества обгонов хочется хотя бы тактические хитрости наблюдать, кроме как кто кого переседит на трассе... Это и так уже всем понятно...
kirill076
kirill076 5.08.08, 7:43 (UTC)
Спасибо, очень интересная статья. Хотя я больше соглашусь с первым комментарием.
Бачер
overfuse 5.08.08, 12:43 (UTC)
Абсолютно не верится в "программу с более агрессивной подачей топлива". Тем более, как уже сказал dale_spb, мощность в Венгрии не так важна.
Насчет отказа двигателя у меня только одно мнение. В формуле 1 техника всегда работает на пределе, и любой малейший брак неизбежно приводит к отказу.
Митти Зи
mighty_z 5.08.08, 17:01 (UTC)
Так всё может быть. Я просто развивал тему того, что всё могло быть и просто очень грамотно срежисированно.
Мизулий Запутин
maks_s 5.08.08, 12:59 (UTC)
мне сразу так и показалось, что загнал Масса своего жеребца.
кроме подачи топлива кажется есть еще управлением подачей масла (и еще может быть охлаждающей жидкости), ведь маслонасос отбирает часть мощности двигателя. Скорее верится, что двигатель сдох от маслянного голодания, чем от топливного захлеба
Начните ветвь обсуждения, написав новый комментарий.