Сторонний наблюдатель (live_in_odessa) wrote in ru_f1,
Сторонний наблюдатель
live_in_odessa
ru_f1

Поездка на Гран-При Турции 2008, 9-12 мая 2008 года. Отчет с картинками.


 
— Султанахмет биль?
— Был.
— Султанахмет каращё! Таксим биль?
— Еще нет.
— Хади Таксим! Ооочень каращё!
(из разговора в стамбульской электричке)


Поехать на ГП Турции я решил еще в 2004 году, когда самого ГП и в помине не было, но каждый год поездка отменялась по тем или иным причинам и откладывалась на следующий сезон.

И вот, в этом году совершенно случайно мне предоставилась шара с проживанием в Стамбуле на оперативной служебной квартире наших коллег, хорошей российско-турецкой судовладельческой компании.

Откладывать больше не было сил, поэтому поскребя по сусекам и подбив балабосы, мы с малым решили таки отправиться посмотреть воочию на всю эту формульную кухню.



Билеты на самолет были куплены примерно за месяц. На гонку решили заранее билетов не брать: по бюджетным соображениям сразу задумали сидеть на травке (general admission), а так как количество мест там не лимитировано, то и за наличие билетов бояться не стоило.

Попутно стал изучать прошлогодние обзоры и искать едущий народ. Народу нашлось не густо. Обнаружился комрад einz с супругой violenca, да брат моего давнего товарища, комрада renovatzio, forostyak.

Позже выяснилось, что еще один мой давний знакомый с институтских времен тоже в эти дни будет там, но не с целью посетить ГП, а просто потусить в Стамбуле. Узнав, что там будет проводиться ГП, он тоже решил заглянуть на автодром, посмотреть, че это такое, и даже заранее купил билеты на трибуну Platinum. Кто бы мог подумать, что именно на этих местах на гонке будем сидеть мы: товарищ побывал на автодроме только в пятницу и субботу, а в воскресенье был вынужден вернуться на Украину по делам бизнеса и отдал билеты нам, за что ему собственно огромная благодарность!

Итак, пришла пора паковать чемоданы. Комрад einz с супругой убыли на день раньше, 8-ого числа, дабы иметь денек на осмотр достопримечательностей. Я себе лишний денек позволить не смог ввиду занятости по работе, поэтому вылетели мы утречком 9-ого числа втроем: я, сын Денис и Рома (он же forostyak)

На посадко выхади!


Под крылом самолета о чем-то поет...


Штурман, приборы!


Скудный завтрак от Аэросвита


Час полета и вот на горизонте город контрастов


В аэропорту расстались с Ромой. Он поехал селиться в свой отель. Договорились сэсэмэситься по приезду на трассу.

А нас встречал водитель размещающей стороны, который, как оказалось, не бельмес ни по-русски, ни по-английски. Узнали мы его по табличке с названием компании.

— Доброе утро! Good morning! — на всякий случай сказал я на двух языках.
— Учебельды карушульме бульбульоглы! Тузла! — радостно ответил он.

Тузла — так назывался район, в котором мы должны были жить.

И мы понеслись по автобану, проходящему через город, то ежеминутно сигналя кому-то, то подрезая, то уворачиваясь от таких же "быстроногих оленей".

Надо отметить, что стиль вождения у турок сильно отличается от привычного нам. Они очень часто сигналят, предупреждая о своем приближении. Постоянно подрезают и бывают подрезаемы. Но они совершенно не злятся на других водителей, сохраняют абсолютное спокойствие и даже частенько при этом набирают СМСки на телефонах, которые практически не выпускают из рук. Водители автобусов и маршруток все в рубашках и галстуках. Места в общетсвенном транспорте людям пожилого возраста принято уступать, в отличие, например, от Германии, где хрен кто уступит место бабульке

Небоскребы, флаги, флаги...


В городе витал дух Формулы 1


По мосту, соединяющему Европу с Азией мы пролетели на скорости 120 км/час


Полтора часа пути и мы на месте. Тузла оказалась тихим чистеньким райончиком с весьма приятными ценами в кафешках. Так, плотный завтрак на двоих (например, мне суп плюс второе, сыну картошка фри с салатиком, чай и свежайший хлеб до отвала) обходился в среднем в 10-12 лир (5-6 евро).


Еда под названием adana kebab стоит 7 лир (3.5 евро)


Ни пива, ни какого другого спирного в кафешках нет (во всяком случае, в Тузле). Покупается все в малоприметных специализированных магазинах. Банка пива Эфес в таком магазине стоит 2.5 лиры (к слову, на автодроме банка этого же пива стоит 8 лир, так что затариваться лучше заранее — колу и пиво мы проносили на автодром через все кордоны и металлоискатели абсолютно спокойно).

Одна из самых серьезных проблем, с которой мы столкнулись с первых минут пребывания в Тузле — языковая. Ни по-английски, ни уж тем более по-русски 99% местного населения не понимает. Пришлось осваивать язык жестов и звуков типа "ту-ту-у-у" (поезд, электричка), "вжжжж-и-и-и-уу" (звук болида Формула 1). Причом, интересно, что когда ты у кого-то пытаешься выяснить как куда добраться, то может собраться 5-6 человек вокруг и начать активно помогать объяснять. На шум переходят даже с другой стороны улицы и присоединяются =). В конце концов мы выяснили, что на "формуля бир" ("формула один") нам надо ехать на автобусе №133.

Не знаю, как в других районах, но в Тузле автобус можно остановить абсолютно в любом месте. Многие автобусы останавливаются сами и приветственно открывают дверь. Приходилось отмашкой говорить, что мы ждем другой.

В общем, сели-поехали. Билет стоит 1.25 лиры. Ехали ехали, через какие-то деревни, то выезжая на автобан, то снова сворачивая в населенные пункты, останавливаясь на каждом углу. В конце концов, остались в автобусе вдвоем.


Я контролировал направление по GPS. Вроде бы ехали в нужную сторону. В конце концов водила остановил автобус и открыл дверь на развязке между двумя автобанами. Никакого автодрома по близости не наблюдалось.

— Формуля бир еки километар! — сказал он и неопределенно махнул рукой за горизонт. Я понял, что нам придется шагать два километра пешочком.

Автодром где-то там, за горизонтом


И мы бодро зашагали по асфальту. Через некоторое время сын услышал звук кружащего над автодромом вертолета, что прибавило нам скорости.

И вот впереди между холмами показалась наша цель — Istanbul Park


Терпения больше не оставалось и мы принялись махать редким проезжающим машинам, голосуя. В конце концов остановили какого-то местного фаната на "пирожке" Peugeot Partner, уселись и помчались. Тот тоже не бельмес, но заценил кепку и футболку Ferrari сына, поцокал языком и расплылся в улыбке.

Через пять минут мы уже пробирались через кордон с металлоискателями на входе в F1 Village.

У касс небыло никого. Мы взяли два билета на general admission (100 лир для меня и 50 junior для сына). И тут мы услышали ЗВУК!!! Начиналась пятничная практика! Мы ломанулись к трибуне gold, в надежде прикинувшись шлангами преодолеть "заградительный барьер" из контролеров и глянуть с трибун хотя бы практику.

И тут, когда мы уже почти договорились с одной теткой в жилетке проскочить "на три минутки сделать пару фоток", появился толстый усатый "начальник", разобрался и присек наши наивные попытки на месте.

Наконец мы пробрались на нашу полянку и с вытаращеными глазами стали наблюдать за практикой. Действительно, оказалось, что можно спокойно различать пилотов по цвету шлема. По телеку шлемы можно различить только на крупных планах, а тут все гораздо четче и ярче!

Вот, например, Масяня


А вот Кими


Побродили по пустой полянке взад-вперед


Маршалы мирно дремали на своих постах


Операторы тоже выкраивали минутку-другую для сна


И только зрители зорко следили за происходящим с трибун


Одинокая фанатка Алонсо


А вот такие гаджеты выдавались на прокат

Цифровой телевизор с возмжностью переключения между камерами, полной статистикой и еще какими-то фишками. Стоило это удовольствие 40 евро на три дня. В залог брали номер кредитки. Тут я пожалел, что не продлил свою сэкспайревшуюся в марте карточку...

В пятницу на автодроме очень мало народу. Можно спокойно, без толкотни походить по лавкам и стендам команд, втихаря отковырнуть че-нибудь на сувенир или просто спокойно пофоткаться.


Встретились с Ромой и комрадом einz с violenca. Поделились впечатлениями.

Рома умудрился посеять мобильник (а может вытащили, фиг его знает) и остался без связи.

Лавка Феррари


Выдача цифровых телеков на прокат


Побродив по лавкам, мы пошли посмотреть практику Поршей.


Сил больше не оставалось. Мы двинули домой, кое как просмотрели отснятое и отрубились. Завтра нас ждала квалификация.

Малый во сне вслух делился с кем-то впечатлениями от увиденного.

В субботу с утра, плотно позавтракав, затарившись пивом, колой и чипсами, мы двинули в сторону космоавтодрома. Провожать нас на остановку вышли хозяин кафе, в котором мы завтракали, и продавец из соседней лавки сладостей. Хоть мы и знали, на каком автобусе нам надо ехать, они все равно сами остановили автобус, рассказали водителю, что мы туристы и приехали на "формула бир" и что нам надо на автодром. Водитель важно покивал, мы залезли и поехали.

Мне показалось, или автобус местами двигался другим маршрутом. Высадили нас возле какого-то бетонного завода, сказали, что тут можно пересесть на "шаттл", курсирующий между автодромом и одним из предместий Стамбула и "передали в руки" транспортного контролера (на фотке в жилетке)


На знаке рядом с геральдикой района виден логотип F1


В субботу на нашей полянке, да и на всем автодроме было ощутимо больше народу


Посмотрев квалификацию GP2 и Поршиков, мы снова отправились по сувениры.

Купив за 20 евро флаг Феррари, выбрали себе место на полянке поуютнее и уселись в ожидании квалификации.


Тут же встретились с группой с "Travel F1.ru". Света, руководитель группы, ходила узнавать у кого-то статистику и потом проходила мимо нас и рассказывала, как обстоят дела. На полянке не видно телевизоров и положение можно понять только по еле разбираемому турецко-английскому комментарию из громкоговорителей.

Болели мы изо всех сил, но Кими, немного ошибшись в первом повороте на последнем быстром круге, занял лишь четвертую позицию. Масяня, правда, порадовал.


После квалификации мы решили наконец-то осмотреть достопримечательности Стамбула и отправились в район Султанахмет. "Шаттл" с автодрома до центра шел около двух часов.

По прибытию в исторический район, мы сразу же почистили туфли за 8 лир (развели нас, как детей маленьких :)


Пофоткали достопримечательности


И еще немного


Сфоткали МакЛарен Мерседес =)


Поужинали в уютном ресторанчике (естественно, тут цены заметно выше, чем в Тузле — на троих 60 лир)


Сели на трамвай, потом на паром, потом на электричку и через два часа уставшие, но счастливые, оказались дома в Тузле


Завтра главное событие нашей поездки.

Утром в воскресенье не спалось. Сегодня гонка! Побрился, переоделся в чистое :), выехали. В "шаттл" пересели с гордо реющим флагом Феррари, чем вызвали бурчание болельщиков Рено, расположившихся на заднем сиденье автобуса.

В первой части я писал, что друзья после квалификации отдали нам свои билеты на трибуну Platinum. До последнего момента не верилось, что сидеть будем там! В голове вертелись какие-то дурацкие мысли "вдруг не пустят? вдруг там фамилие сверять будут!". Бред :)

Пропустили без всяких проблем, на руку нацепили ленточку


Народищу было уже очень много, но в основном все тусовались в деревне (F1 Village). Порадовали горячие финские фаны.


Мы уселись на пустую трибуну и приготовились смотреть гонку GP2, попутно обозревая открывшуюся с наших мест картину.

Отлично посматривался последний поворот и вся прямая старт-финиш.


Первый поворот был виден плохо из-за рельефа местности.

Отлично были видны подиум, большой экран с трансляцией, боксы Феррари, БМВ, Рено


Вышли девочки с табличками пилотов GP2. Отсюда стартовал россиянин Петров


Фотик у нас был с хорошим зумом, что позволяло разглядеть даже кроссовки у пилотов и технарей :)


Старт GP2 был интересным и ооочень громким

Забегая вперед, скажу, что на старте Формулы я заблаговременно заткнул уши пальцами, потому что даже на старте GP2 звук был просто невыносимо громким. Думаю, что Ф1 стартует еще громче. Если хотите хотя бы примерно представить качество звука, то приложите какой-нибудь раструб к уху и поднесите к циркулярной пиле, которая пилит крепкую 12-ти слойную фанеру. Внимательно послушайте в течение 10-15 минут. Так вот, звук старта Ф1 гораздо громче.

Петров долгое время лидировал, но потом его обошел какой-то лихой злодей и в результате Петров довольствовался лишь вторым местом на подиуме


Потом была гонка Порше, которая пролетела довольно быстро, и вот на асфальте стали раскатывать красную дорожку: начинался парад пилотов. Один за другим стали выходить знакомые лица и усаживаться на броневичке грузовике.

Вот и Кими показался! Как всегда, прячется от всех и вся


Пацаны расселись на лавочке на перилах и стали грызть семачки


— Дэвид, чо это у тя в банке? Клинское?
— Сами вы клинское! Это Рэд Булл!!!


— Фигасе!
— А то!


Масяня стал объяснять Пике, как проходить восьмой поворот


Тот никак не врубался


Алонсо первый заметил, что на трибуне, оказывается, сидят болельщики и помахал кепочкой


А Масса тем временем переключился на очки Барика и стал прикалываться


После парада на поле вышли дефочки Ф1. Вот девочка Кими


А вот Кими выкатывают на стартовую позицию


Пока журналисты охотились за пилотами из верхней части турнирной таблицы, Веббер в одиночестве готовился к гонке


На асфальте показались официальные лица: руководитель БМВ, руководитель Турции и руководитель Всея Великой Формулы Один


Старт мы смотрели с места прямо напротив стартовой позиции Кими, а затем перешли и уселись напротив боксов Феррари, благо пустые места позволяли это сделать. Не буду описывать гонку, ее и так все видели. Скажу одно: пролетела она совершенно незаметно. Это правда. К концу гонки мы переместились по трибуне левее, ближе к подиуму.

И вот подиум. Сын удачно щелкнул Массу в прыжке


Кими самозабвенно отхлебывал шампанское


А Хэмильтон от души поливал его


Народ справа и слева (с трибун 1 и 8) ломанулся к подиуму. А с нашей трибуны люди стали тупо прыгать. Ну один и прыгнул. Прямо на наших глазах. Высота вроде бы небольшая, ну может метра 3, но этого хватило. Я сначала подумал, что он сломал позвоночник — сильно его било в судорогах... Но потом, уже после оказания первой помощи (на видео), когда подъехала скорая, я понял, что скорее всего там перелом шеи — ногами парень двигал. В общем, жуть... Это событие сильно подпортило нам настроение...


После гонки мы, немного грустные, что все закончилось и немного оглохшие вышли побродить по трассе


Выезд из пит-лейна


Дорожные знаки :)


Поул-позишн


Светофор


Деревня пустела. Людская река растекалась по стоянкам, рассаживалась в автобусы. Праздник закончился


Следующим утром мы собрали шмотки и сувениры и направились в аэропорт


До свидания, Стамбул! До свидания, Формула!


Мы не прощаемся, мы еще обязательно вернемся


Привет, Одесса! Мы вернулись!


Вот и сказочке конец.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →