Алексей Кольчугин (kolchugin) wrote in ru_f1,
Алексей Кольчугин
kolchugin
ru_f1

Знаковый обгон

В этом году мой интерес к Формуле-1 разгорелся с новой силой. Причина была весьма циничная: «великий и ужасный» Шумахер-старший (хотя о младшем говорить в контексте Ф1 уже как-то совсем неинтересно) покинул «королевские гонки», я же в последние годы гран при с его участием смотрел не иначе как со все нарастающим раздражением. Ибо «рекордсмен всех времени и народов» своим тактическим гением (на пару с Россом Брауном, надо заметить) порядком поубавил былой красоты Формулы-1, заметно снизив ценность неотъемлемой и, пожалуй, кульминационной части гонок (и как вида спорта, и как ПОНЯТИЯ) – ОБГОНА. Были, конечно, и на его счету красивые и зрелищные обгоны (да и как им не быть при постоянном наличии сильной машины?), но все же подавляющая часть побед была одержана Михаэлем Шумахером именно за счет тактики, прямой же борьбы на трассе становилось все меньше и меньше…

Что до нынешнего сезона, то он интриговал с самого начала: четыре молодых амбициозных гонщика в двух сильнейших командах, и еще целая россыпь юных и относительно (по нынешним меркам) юных гонщиков в командах «второго эшелона». Причем самым опытным из пилотов топ-команд являлся Джанкарло Физикелла, до побед весьма голодный, да к тому же впервые за долгие годы получивший статус первого пилота в сильной «конюшне».

Начало сезона мои ожидания в полной мере оправдало: победители гран-при менялись один за одним, постоянно конкурируя между собой и даже периодически устраивая разборки на трассе. Но к середине сезона, когда обмен победами между четырьмя ведущими гонщиками стал уже привычен, я стал явно ощущать недостаток все того же важнейшего ингредиента в «гоночном вареве» - ОБГОНА. Сколько ни боролись между собой претенденты на победу, а интересных обгонов на трассе как не было, так и нет. Все та же позиционная борьба и спор техники… Гран при Европы (хотя я воспринимаю нынешнюю гонку на Нюрбургринге все-таки как «Гран при Германии», ибо дико для меня, что такого гран-при нет в календаре чемпионата) наконец-то придал долгожданный вкус зрелищу под названием «гонки Формулы-1».

Основная изюминка прошедшей гонки, естественно, была в дожде. Гран при Европы’07 стал первой серьезной дождевой гонкой только в этом году, а дождь, как всегда, вносит не только свои коррективы в расстановку пилотов, но и выявляет, отчасти, кто есть кто среди пилотов. И даже нынешние технические правила Ф1, борьба за безопасность и соотношение возможностей машин дождю не помеха…

Подробно описывать гонку я не буду – прочитать о ней можно во всевозможных обзорах в газетах и в Интернете. Остановлюсь на главном: на обгоне, который совершил Фернандо Алонсо за несколько кругов до финиша, обойдя Филиппе Массу в борьбе за лидерство в гонке. По мокрой трассе. По внешнему, в общем-то, радиусу в «эске». Причем остановиться я хочу не на чисто техническом аспекте обгона, а скорее на психологическом.

То, что на последнем участке гонки, во время второго дождя, «McLaren» Алонсо выглядел сильнее «Ferrari» Массы, было видно невооруженным взглядом. И то, что Масса оборонялся жестко, давая понять, что будет бороться до последнего, тоже. Но когда испанец все-таки выскочил по внешнему радиусу из пятого поворота и поравнялся с Массой, заняв более выгодную – внутреннюю - траекторию перед следующим поворотом в «эске», выглядело это совершенно логично. Дожал. И сделал это весьма эффектно и эффективно. Да, машины перед входом в следующий поворот соприкоснулись колесами, но Алонсо шел по своей траектории – и это уже была оплошность Массы. Или не оплошность. Или это было намеренное столкновение... Как тут не вспомнить чемпионский обгон Жака Вильнева в Хересе десять лет назад, когда оборонявшийся Михаэль Шумахер намеренно постарался вынести канадца с трассы – и был после этого дисквалифицирован в чемпионате... Правда, тогда удар был гораздо очевиднее – и цена несопоставимо выше.

На взвешивании по окончании гран-при Масса долго, эмоционально и картинно перед камерами высказывал что-то Алонсо, тот довольно спокойно отвечал на испанском (или португальском?) :). На пресс-конференции бразилец и вовсе начал жаловаться, делая акцент на том, что «Фернандо давно уже всем показал себя как бесшабашный гонщик» и «я бы такого НИКОГДА НЕ СДЕЛАЛ». Никогда бы не сделал чего? С моей точки зрения, обгон со стороны Алонсо был абсолютно «чистым» и абсолютно логичным – с точки зрения положения в гонке, с точки зрения положения в чемпионате, с точки зрения его бОльшей, очевидно, уверенности на трассе и, главное, с точки зрения самой ИДЕОЛОГИИ гонок. Испанец был быстрее – и реализовал свое преимущество, пусть и довольно рискованно, НО В РАМКАХ ПРАВИЛ. Он решился, наконец, ОБГОНЯТЬ ИНТЕРЕСНО! И позиция проигравшего Массы в этом эпизоде – не более чем позиция обиженного мальчика, упустившего победу в игре и уверяющего всех, что «это было не по правилам».

Конечно, я вполне допускаю, что на этот обгон Алонсо решился лишь потому, что до финиша гонки оставались считанные круги и никаких пит-стопов больше не предвиделось. Однако и в такой ситуации многие нынешние гонщики предпочитают синицу в руках, тем более что разница с «журавлем» в данной ситуации составляла лишь 2 очка. Но Фернандо рискнул – и выиграл. И не только «гран-при Европы», но и зрительские симпатии – в этом я не сомневаюсь. Во всяком случае, мне уже довелось немало услышать восторженных откликов о маневре двукратного чемпиона мира. И я, в частности, после этой гонки буду с большим интересом наблюдать за Алонсо, ибо – не скрою – не отношусь к лагерю его приверженцев. Но уважения этот гонщик (именно как ГОНЩИК – а не только как двукратный чемпион мира!), безусловно, заслуживает. Тем более, что и после гонки он вел себя весьма достойно. По-взрослому.

P.S. Так уж получилось, что вечером того же дня – для полного контраста, видимо, - знакомый прислал мне ссылку на фрагменты гонок с участием Жиля Вильнева. И я с содроганием сердца и истинным наслаждением любителя Формулы-1 лицезрел его великолепную дуэль с Рене Арну на последних кругах на Гран При Франции'79. И вспоминал слова Массы «я бы такого никогда не сделал» с откровенным презрением и ухмылкой. Не надо, не делай. Это будут делать другие. И я верю, что придут еще времена, когда мы будем по-настоящему наслаждаться ГОНКАМИ, а не скоростной позиционной борьбой, и придут еще гонщики, которые смогут БОРОТЬСЯ на трассе и побеждать - ОБГОНЯЯ, а не пилотировать болид по замкнутому кольцу определенной длины и с определенным количеством поворотов. Я верю, что эпохи, подобные эпохе Жиля Вильнева, не ушли навсегда, и настоящая «Формула 1» - не только История.

P.P.S. А гонки и жизнь – они всегда параллельны. И конец у них бывает одинаков. Но по-настоящему проехать гонку – зачастую равнозначно ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПРОЖИТЬ. Смотрите и наслаждайтесь.

UPD!!!

В трактовке ситуации я пользовался по памяти некоторыми фразами, сказанным Алонсо и Массой после гонки - на основании синхронного перевода тв-комментатора. Сейчас, благодаря подсказке bugoff и тексту пресс-конференции, выложенному на http://www.f1news.ru/Championship/2007/europe/press-sunday.shtml , вынужден признать, что некоторые акценты в очерке были расставлены ошибочно (или излишне тенденциозно). Впрочем, пусть каждый сам составляет для себя свое мнение:

Вопрос (Ливио Ориккио - O Estado de Sao Paulo): Масса, что вы имеете против Алонсо? Алонсо, а вы что имеете против Массы?

Фернандо Алонсо: Ничего. Как я сказал, я не буду больше об этом говорить. Я прилюдно перед ним извинился и хочу просто получать удовольствие от победы. В конце гонки я был не очень доволен тем, что мы соприкоснулись, но пять минут спустя, на подиуме, я понял - таковы гонки, поэтому не буду больше к этому возвращаться.

Фелипе Масса: У меня ни к кому нет претензий, я просто участвую в гонках, соблюдаю правила, и все. Если кто-то скажет мне, что я что-то сделал неправильно, я буду расстроен - это нормально. Но если он извинился, то все в порядке. Он знает, что после гонки был неправ.

____________________________________

"Исторически сложившееся" обсуждение поста - здесь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments