?

Log in

No account? Create an account

Октябрь 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910
11
1213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Официально



До Гран-при Австралии ещё долгих полторы недели, которые можно потратить на попытку разобраться, что же сейчас творится в административных дебрях чемпионата мира. Вряд ли, впрочем, мы осилим такую титаническую задачу за отведённый срок... Но попытка -- не пытка.

Начать стоит, наверное, с самого простого вопроса: куда подевалась бывшая управленческая надежда команды Williams?

Отставка Адама Парра

30 марта 2012 года завершилась пятилетняя карьера Адама Парра в роли сначала помощника, а потом уже и просто руководителя Williams F1. Хотя предыдущий сезон команда провела крайне неудачно, в 2012-м она выглядела весьма уверенно с первой же гонки, и ни у кого и мысли не возникло, что уход Парра вызван спортивными результатами Williams. Наоборот, с точки зрения менеджмента всё выглядело так, будто Сэм Майкл и Патрик Хед признали свою вину в неубедительном сезоне-2011 и самоустранились, чтобы не мешать Парру формировать конкурентоспособный коллектив.

Однозначно, исход Парра -- требование Берни Экклстоуна, без выполнения которого Williams не был бы допущен "к телу" Договора Согласия. Парр и Экклстоун открыто конфликтовали, и глава FOM воспользовался хорошей возможностью устранить соперника. С этой версией согласны все, но остаётся вопрос: на что же рассчитывал Парр, публично идя наперекор всемогущему Берни? И в чём конкретно состояли их разногласия? Ведь не в проклятом же Договоре -- весной с Берни по этому же поводу не согласна была, например, вся верхушка Mercedes вплоть чуть ли не до совета акционеров. И ничего.

Многословная критика уволенного Парра обрушилась на методы управления FOM: подчёркнутое пренебрежение к RRA и "новым" командам, чрезмерная дистанция между спортсменами и болельщиками, несправедливое распределение доходов от телетрансляций и даже нарушение Экклстоуном общеевропейских законов о конкуренции. По словам Парра, Формуле-1 нужна новая кровь, и FIA ради развития чемпионата должна быть готова даже на конфронтацию с FOM.

О какой конфронтации говорит Парр, и какие такие законы нарушает Экклстоун, помимо связей с Герхардом Грибковски (на которые, похоже, наплевать уже даже законопослушным немцам, получившим скидку на проведение национального Гран-при)? Здесь мы переходим ко второй большой загадке межсезонья.

Почему Pirelli не продляет контракт?

Отношения Формулы-1 и итальянского шинного конгломерата иначе как идиллическими назвать нельзя. Руководитель формульной программы Pirelli Пол Хэмбри чувствует себя в паддоке как дома, с удовольствием рассказывает о пользе автоспортивной рекламы для его бизнеса и даже вольно распространяется на произвольные темы наподобие ухода Михаэля Шумахера. PR-служба Pirelli снабжает болельщиков полнейшей статистикой об использовании комплектов резины в квалификации и гонке и то и дело перекрашивает боковины шин в соответствии с пожеланиями фанатов. Команды на зимних тестах дежурно стонут о нарочито низкой износостойкости итальянского продукта, однако нельзя не признать заслугу Pirelli в том, что сезон-2012 вышел самым зрелищным за много лет, и сезон-2013 обещает быть не менее непредсказуемым -- а это положительно влияет на экономику всей гоночной серии в трудную финансовую годину.

При этом, когда речь заходит о контракте с Pirelli на 2014 год, официальные лица чемпионата отделываются ничего не значащими фразами, а Пол Хэмбри заявляет, что "время идёт" и "ведутся переговоры". Какие, к чёрту, переговоры при таких исходных данных?!

Дитер Ренкен из F1 Racing предполагает, что задержки с подписанием "шинного" контракта вызваны прямым конфликтом Экклстоуна и Тодта. Параграф 25.1 FIA Sporting Regulations гласит, что с 2014 года монопольный поставщик держака на трассы F1 должен быть выбран на 3 года непосредственно и единолично уполномоченными лицами FIA на основе открытого тендера. Однако наряду с этим FIA ещё в начале века передала FOM все коммерческие права на чемпионат мира сроком на 100 лет, и FOM уже продлила соглашение о рекламе с Pirelli аж до 2018 года.

Получается, что хоть формально FIA и может организовать тендер, но в нём примет участие всего один претендент, которому были заранее созданы привилегированные условия. Ни одна другая шинная компания не согласится поставлять комплектующие командам F1 себе в убыток, зная, что на всех трассах и всех болидах будет красоваться реклама Pirelli и только Pirelli; и ни одна команда не согласится на такой рост расходов, который бы мог способствовать окупаемости контракта на поставку шин с победителем тендера. Столь неравноправные условия тендера напрямую противоречат законам Евросоюза о конкуренции.

Если бы на посту президента FIA был Макс Мосли, он, скорее всего, плюнул бы и быстренько провёл формальный тендер, несмотря на неизбежные нарушения. Однако Жан Тодт -- не Мосли. Отсутствие подвижек в договоре на поставку шин говорит о том, что Тодт решил показать зубы и пойти против Экклстоуна -- пока что в кулуарах.

Вероятно, честный европейский топ-менеджер с юридическим образованием Адам Парр рассчитывал как раз на влияние Тодта, с которым у Адама в целом имеется взаимопонимание по всем основным вопросам. Однако Парр явно недооценил силу Экклстоуна -- или переоценил силу FIA, это уж как посмотреть.

Подобные умозаключения заставляют нас предполагать, что Берни Экклстоун -- это очень властный человек, который ни перед чем не останавливается на пути к своей цели и безжалостно разделывается с каждым, кто преграждает ему дорогу... Впрочем, здесь как раз всё в порядке: таким мы Берни и знаем уже лет тридцать. Однако вот существенный вопрос: а готов ли действовать таким же образом Жан Тодт?

F1 doc

Здесь мы уже окончательно ступаем на тонкий лёд неоправданных предположений, поскольку по данному пункту никто ещё подробных сведений не раскопал. Суммируем вначале имеющиеся у нас факты. 14 декабря 2012 года руководство FIA едва ли не SMS'кой -- в духе Гельмута Марко -- уведомила Гари Хартстейна, медицинского делегата FIA в F1, что свою должность Гари по окончании Гран-при Бразилии может считать вакантной. Причины этого решения FIA не объяснила ни ошеломлённому Гари, ни прессе, ни даже Педро де ла Росе, обратившемуся на площадь Согласия с официальным запросом от имени GPDA. Оскорблённый Хартстейн объявил о начале крестового похода за восстановление на потерянной работе ("to get my f**king job back" -- авторская экспрессия сохранена), но после назначения доктора Иана Робертса, которого в паддоке уважают все без исключения, изменил свои планы и покамест ограничивается злобными комментариями в Twitter.
@former_f1doc Riddle: what do my firing and Razia's situation have in common? Both are reptilian and rude. Answer has 4 letters. First is "T" (link)
Если кто случайно забыл, Луиса Разию в Marussia сменил Жюль Бьянки, чьими контрактными делами занимается Николя Тодт. И, хотя сопереживание Разии необоснованно (мы уже знаем, что Луис фактически обманул команду, посулив ей фиктивных спонсоров и не имея за душой заявленной суммы), намёк на обстоятельства ухода Гари довольно буквальный.

Ещё два занимательных факта. Первый: медицинский делегат FIA Хартстейн публично поддерживал Экклстоуна, считая его великодушным (да-да!) и честным человеком. Реально, вы не поверите:
@former_f1doc @JackAttack_19 He has a rapier wit, is loyal, generous and straight up. I would (almost) take a bullet for him. Not quite, but almost. (link)
"Take a bullet for him", о как!

Второй факт.
@former_f1doc A few years ago I wanted to form an international society of motorsports medicine. Great for info sharing, motivation, networking. (link)
Help people at circuits, rallies, hill-climbs to feel less alone, less isolated, part of smth bigger. Online forums, experts opinions etc. (link)
Collected the names and contacts ofof more than 800 docs, nurses, paramedics ready to join...just from one seasons F1 circuits. (link)
Gave the idea to the FIA Institute. What have they done with it? Nothing. Why not? No international organisation for all of us. WHY NOT? (link)
The Medicine in Motorsport book was done and dusted for over 2 YEARS but held up for unexplained political reasons before being released. (link)
Международная организация автоспортивных медиков действительно могла бы всерьёз поспособствовать безопасности в спорте. Однако вряд ли Жан Тодт был готов допустить появление рядом с FIA влиятельной ассоциации, возглавляемой человеком, который почти что готов отдать за Берни Экклстоуна жизнь.

Можно с уверенностью сказать, что Гари Хартстейн проявил ту же недальновидность, что и Адам Парр. Экс-руководитель Williams F1 ополчился против Экклстоуна, находясь на домашнем поле Берни; медицинский делегат FIA не разобрался в интригах собственной федерации и предположил, что может публично поддерживать Экклстоуна и критиковать своё начальство.

По внешним признакам с уверенностью можно сказать, что между Тодтом и Экклстоуном идёт война, ход которой из года в год усиливается, а результат непредсказуем, но сам процесс борьбы уже негативно влияет на спорт (Pirelli открыто проявляет недовольство медлительностью FIA) и на безопасность пилотов. Скорее всего, впрочем, в сезоне-2013 мы существенных последствий противостояния FIA и FOM не увидим; однако 2014-2016 годы обещают быть интересными если не в плане сражений на трассе, то по крайней мере в плане закулисных соревнований.

Если б ещё избыток вторых мог компенсировать недостаток первых...

Comments

Макс Браун
maxbraun 6.03.13, 23:03 (UTC)
Может быть, а может и не быть. С одной стороны 83 года конечно возраст, с другой стороны продолжительность жизни среди миллиардеров сейчас тоже.

Вполне возможно, что Берни и в 2026 году по паддоку на коляске рассекать будет. Гарантий никаких.
Sheldon Mini Cooper
ximaera 6.03.13, 23:39 (UTC)
al_thebest
al_thebest 7.03.13, 6:27 (UTC)
Ну да, вполне может быть
Начните ветвь обсуждения, написав новый комментарий.

Последние темы

Чемпионат прогнозов 2009

здесь будет текст
Разработано LiveJournal.com
Разработано mighty_z