?

Log in

No account? Create an account

Декабрь 2018

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
345678
9
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Официально

Их было много – тех, кто во второй половине 80х ринулся штурмовать мутные воды Формулы-1. Из тех, кто пришел в «высшую лигу» в те годы, до наших дней не дожил никто – более того, никто из них не прожил и десяти лет. Да что говорить об этих несчастных, если «Джордан» и «Заубер» успели сменить владельцев не один раз, а знаменитый «Лотус» успел умереть и воскреснуть. Нынешние болельщики знают разве что призыв середины 90х («Симтек», «Пасифик», «Форти»), да еще, пожалуй «Андреа Моду» - и ту благодаря мемуарам неудачника Перри МакКарти. А ведь были еще Rial, Onyx, Modena, AGS…

.

История команды началась в конце 60х, когда французский механик Анри Жюльен, владевшей заправкой и гаражом в деревне Гонфарон в провинции Вар, решил заняться строительством гоночных автомобилей. Жюльен сам регулярно участвовал в гонках машин младших гоночных классов. Гонщиком он был посредственным, зато имел степень кандидата технических наук и, в конце концов, решил сосредоточиться именно на строительстве гоночных автомобилей. Так появилась AGS, аббревиатура которой расшифровывалась как «гоночные автомобили из Гонфарона».

Первый автомобиль AGS увидел свет в 1969 году. Это была маленькая машинка «Формулы Франс». Автомобиль был спроектирован учеником Жюльена – бельгийским механиком Кристаном Вандерплейном. Вскоре AGS переключилась на строительство машин для Формулы-3, правда особых успехов в борьбе с доминировавшими в этой серии в 70-х машинами «Мартини» французам добиться не удалось.

Еще один шаг вперед AGS сделала в 1978 году, когда была построена первая машина для Формулы-2. Это был серьезный вызов и поначалу AGS пришлось трудно – завоевать очки в чемпионатах 1978 и 1979 годов команде не удалось. Зато потом дела пошли на лад и команда стала регулярно набирать очки, за которыми пришли и победы. Наконец, в последней гонке сезона-84 Филипп Штрейф смог одержать победу.

В 1985-м AGS выступала в Формуле-3000 (Штрейф занял 8-е место в чемпионате), но Жюльену там не понравилось и он всерьез задумался о прыжке в высший класс автогонок – Формулу-1.

Сегодня само решение выступать в Формуле-1 без серьезного бюджета и многочисленного персонала кажется чистейшей утопией. Однако не стоит забывать, что в середине 80х распределение мест на финише зависело от надежности техники ничуть не в меньшей степени, нежели от скорости, и у любого аутсайдера при определенном стечении обстоятельств был шанс попасть в очки. Все, что для этого нужно: неплохой конструктор, немного денег – чтобы построить и обкатать машину, голодный до успеха водитель. Остальное зависело от удачи.



Дебют состоялся в Монце осенью 86-го. Машина, получившая индекс JH21C была построена Вандерплейном на базе прошлогодней машины Ф3000 с использованием ряда запасных частей от болидов «Рено» прошлых лет и оснащена турбо-мотором Motori Moderni. Штат команды к моменту дебюта насчитывал всего семь человек, а базировалась она по прежнему все в том же гараже в Гонфароне. За несколько недель до дебюта всерьез обсуждалась возможность того, что пилотировать машину AGS в ее дебютном Гран-При будет не кто иной, как Дидье Пирони, но все ограничилось тестами, после которых Пирони от возвращения отказался. В команду был приглашен молодой итальянец Иван Капелли. В гонке он стартовал 25-м и сошел из-за прокола. Следующая гонка вновь оказалась не слишком удачной – в Эшториле Капелли выбыл из гонки из-за проблем с трансмиссией всего после шести кругов.

К сезону 1987 году шасси несколько переработали, переименовали в JH22 и оснастили атмосферным мотором Cosworth DFZ. Команда вновь решила выставить в чемпионат единственную машину, пилотом которой стал француз Паскаль Фабр.



Фабр не хватал звезд с неба, не отличался особенной скоростью, но был надежен. Примерно то же самое можно было сказать и о его машине. Восемь финишей в первых десяти гонках, неизменно последним из тех, кто увидел клетчатый флаг, лучший результат – 9е место, наименьшее отставание на финише – 5 кругов. В Австрии Фабр финишировал, но отстал столь сильно, что не попал в классификацию. После этого француз трижды не сумел пройти квалификацию и в Сузуке его заменил Роберто Морено. Бразилец поначалу выглядел не сильно лучше Фабра, но в Австралии случилась та самая удача в виде повальных сходов и дисквалификации Айртона Сенны после финиша -Морено получил целое очко.



Сезон-88 начинался вроде бы радужно: новая машина, заключение контракта с крупным спонсором – французской «Bouygues group», начало строительства новой базы. В команду вернулся выступавший за нее еще в Формуле-2 Штрейфф. Но потом, как это часто бывает в истории маленьких команд, в одночасье все рухнуло. «Bouygues» отказалась от спонсорства, строительство базы пришлось заморозить. Никаких спортивных успехов лишенная денег и возможностей развиваться команда, естественно, добиться не смогла. Новая машина была лучше предыдущих, но не отличалась надежностью - за весь сезон Штрейф сумел добраться до финиша всего пять раз, лучшим из которых стало восьмое место в Сузуке.

Зимой 89-го Вандерплейн ушел к Энцо Колони, забрав с собой большую часть инженеров и механиков. На тестах в Рио в феврале в тяжелую аварию попал Штрейф – француз остался парализован ниже пояса. Случившееся так потрясло Жюльена, что он продал команду амбициозному французу Сирилю де Рувру. Штрейфа заменил Габриэле Тарквини, напарником которого стал брат трагически погибшего в 1985-м Манфреда Винкельхока Йоахим. Сезон команда начала с прошлогодним шасси, которое после незначительных переработок получило индекс JH23B.



Отсутствие средств и устаревшая техника не помешали Тарквини показывать вполне достойные результаты. В Монако итальянец ехал шестым, когда отказала электрика (на трассе в этот момент оставалось 16 пилотов). В Мексике машина не подвела и Габриэле наконец-то получил заветное очко. Следующая гонка проходила в Финиксе и получилась, пожалуй, самой драматичной в истории команды – на последнем круге Тарквини сумел опередить Тьерри Бутсена и выйти на шестое место, но за два поворота до финиша отказал двигатель… Правда, в чемпионате команда была представлена фактически одной машиной – Винкельхок семь раз подряд не смог пройти предквалификацию и после Гран-При Франции из команды отчислен (в 1993-м Йоахим выиграет за рулем БМВ чемпионат BTCC, а потом станет одной из легенд DTM).

Вместо Винкельхока в команду взяли француза Янника Дальма. В Сильверстоуне команда выставила наконец новую машину – JH24. И на этом все успехи AGS в том сезоне закончились: Сильверстоун стал единственной гонкой из оставшихся, где Тарквини смог пробиться в квалификацию, но показал в ней лишь 29 время и не попал на старт. Во всех остальных гонках сезона Тарквини и Дальма не смогли пройти предквалификацию.

13.77 КБ

Сезон-90 начался для команды уже привычно – нет денег, нет новой машины, есть старый состав пилотов. В Сан-Марино свет увидела новая JH25, спроектированная конструктором Мишелем Костой, но и она не принесла особого успеха. Итог сезона – 12 раз не пройдена предквалификация, 10 – квалификация, всего три финиша, лучший из которых – на девятом месте. К зиме де Рувр окончательно утратил интерес к своему детищу и начал всерьез обсуждать возможность его объединения с командой Жерара Лярусса. Устав ждать у моря погоды, ушел в заводскую команду «Пежо» Дальма. Ему на смену пригласили опытнейшего шведа Стефана Йоханссона.

Денег по прежнему не было. Удивительное дело - команда начала сезон с новой машиной - JH26. На первой гонке сезона-91 в Финиксе Тарквини удалось добраться до финиша 8-м и команда отметила это торжественным ужином в «МакДональдсе». Если бы они знали, что этот финиш станет для AGS единственным в том сезоне и последним в ее истории…

После Гран-При Бразилии (где Йоханссон не прошел квалификацию, а Тарквини попал в аварию на первом круге) де Рувр продал команду. Новыми владельцами AGS стали итальянцы Габриэле Рафанелли и Патрицио Канту. После их прихода в команде произошел ряд перестановок – место Косты занял вернувшийся Вандерплейн, а гоночного инженера Петера Висса, который фактически управлял командой в первых двух гонках, сменил пришедший из «Модены» Марио Толлентино. Йоханссона уволили, на его место взяли молодого итальянца Фабрицио Барбаццу. Так же было принято необычное решение – отказаться от работ с шасси JH26, вернуться к прошлогоднему JH25 с тем, чтобы к финальным гонкам сезона построить абсолютно новую машину – JH27. Воистину, на такое могли решиться только в команде, машины которой из-за полного отсутствия рекламных наклеек именовались «белыми слонами».

29.02 КБ

Однако все эти перестановки не принесли никакого эффекта. Тарквини еще сумел пробиться на старт в Монако, но затем последовала длинная череда непопадании в число 26 лучших в квалификации. А во второй половине сезона, когда команде пришлось вернуться в предквалификацию все и вовсе стало заканчиваться в пятницу утром.

Дебют новой машины был намечен на Монцу. Немногочисленный персонал команды в течение недели перед гонкой работал практически круглосуточно, чтобы JH27 могла выйти на старт, но все закончилось тем, что в предквалификации на машине Тарквини сразу после выезда с пит-лейн отказал двигатель. Единственным достижением итальянца в оставшихся гонках стало попадание в квалификацию в Эшториле, однако на старт ему пробиться не удалось. После этого Габриэле ушел в «Фондметал». Испания-91 стала последней гонкой в истории команды – Барбацца и сменивший Тарквини Оливье Груйяр привычно не прошли предквалификацию и после гонки итальянские владельцы AGS объявили о том, что команда прекращает свое участие в чемпионате мира.

Однако история AGS на этом не закончилась. Потерпев фиаско в высших лигах автоспорта, Жюльен решил открыть школу водительского мастерства. Сегодня AGS – преуспевающее предприятие, владеющее собственной базой и небольшой гоночной трассой, где каждый желающий может «попробовать, какова Формула-1 на вкус». В гараже AGS сейчас не только машины собственного производства, но и шасси «Эрроуза», «Джордана» и «Проста». К слову, тур из Москвы, включающий в себя 15 кругов за рулем формулы «Опель-Лотус» и затем 15 кругов за рулем машины «Формулы-1» стоит всего чуть более 5 тысяч Евро.

Comments

недураки
brat3 21.04.10, 11:59 (UTC)
интересно. спасибо
Dr. Ph. Benjamen Peter Aceler
aceler 21.04.10, 12:10 (UTC)
Интересно, с обилием желающих вернуться в Ф1 в этом и следующем году, а не вернуться ли к формату — "Квалифицируются 36 пилотов, а стартует 26"? Может, меньше будут мешаться на трассе разнообразные Вёрджины.
nigger-guy
a_p_e_k_s 21.04.10, 12:26 (UTC)
В современной Формуле-1, густо замешанной на деньгах спонсоров, такое совершенно невозможно. Ни одна компания не согласится вкладывать деньги в команду, которая получает минимум экранного времени в пятницу и субботу и вовсе не появляется в воскресенье. А если такие спонсоры и найдутся, то их вливаний будет явно недостаточно для обеспечения даже минимальной жизнеспособности команды. На альтруистов-частников тоже особо рассчитывать не стоит. На данный момент идея полностью нежизнеспособна.
dimannt
dimannt 21.04.10, 12:58 (UTC)
блин,СПАСИБО за инфу в прошлом году я там каталсся здорово правда круг в гонфароне короткий всего 2,8
dale_spb
dale_spb 21.04.10, 13:13 (UTC)
Оу, а на чем именно катались?
Vyacheslav L.
snzstorm_ru 21.04.10, 13:22 (UTC)
Думал, что точка после первого абзаца - это счётчик,
ан нет - просто точка.

Интересно, спасибо.

Оригинал текста можно увидеть?
dale_spb
dale_spb 21.04.10, 13:28 (UTC)
А это и есть оригинал.
Jensen Matias Belmont
jenson_k 21.04.10, 14:54 (UTC)
Обожаю такие вещи читать =)))) Грац
gray99
gray99 21.04.10, 16:22 (UTC)
Весьма познавательно. Кстати, вроде в 1988 на их шасси тестировался двигатель со схемой W12
Ингибитор Мао
wrongdna 21.04.10, 17:55 (UTC)

Был такой гибрид на базе JH22
Вообще на мой взгляд сам двигатель был весьма красив.

Ингибитор Мао
wrongdna 21.04.10, 18:05 (UTC)
Спасибо за статью. Маленькие частные команды в Ф1 - моя слабость :)
Вдогонку последние модели AGS JH26 в виде макета для аэродинамической трубы и монокок JH27.

gray99
gray99 21.04.10, 22:10 (UTC)
Я тоже неравнодушен к командам с f1rejects =)
Mr. Sanders
kvertiber 21.04.10, 18:08 (UTC)
Занятно увидеть в тексте про дела лохматой древности имя-фамилию прошлогоднего чемпиона WTCC.
Илюхер
funtaril 21.04.10, 18:39 (UTC)
красивая
Jensen Matias Belmont
jenson_k 21.04.10, 19:08 (UTC)
Согласен. На Саубер серелины 90=х похожа
algotua 21.04.10, 20:45 (UTC)
А еще на их базе снимался клип девчачьей группы No Angels - Someday
http://www.dailymotion.com/video/x2v4gm_no-angels-someday_music
gray99
gray99 21.04.10, 22:06 (UTC)

AGS JH19C 1984 года Формулы-2 - маленький Ligier
ЗС: приятно, что таки вернулись интересные исторические записи
Strel
strelf1 22.04.10, 7:33 (UTC)
Спасибо!
Jo_Jo_Nyeb
jo_jo_nyeb 22.04.10, 13:43 (UTC)
Очень интересно, спасибо
Vihor
vihor 22.04.10, 13:44 (UTC)
Получается в Ф1 было целых 3 Винкельхока?)
dale_spb
dale_spb 22.04.10, 14:08 (UTC)
Именно так: братья Манфред и Йоахим и сын Манфреда Маркус, запомнившийся всем своим лидированием на "спайкере" в дождливом Нюрбурге-07. Там еще был третий брат - Томас, но он серьезной автогоночной карьеры не сделал, ограничившись в начале 90х эпизодическими выступлениями в немецкой Ф-3 и ДТМ
ответ (Анонимно)
dale_spb
dale_spb 23.04.10, 4:21 (UTC)
Насколько я понимаю, он не выкупал команду обратно, а просто создал на имеющейся базе новый бизнес. Во всяком случае, я нигде не встречал упоминаний о том, что Жюльен именно выкупал свое детище у последующих владельцев
Начните ветвь обсуждения, написав новый комментарий.