Ингибитор Мао (wrongdna) wrote in ru_f1,
Ингибитор Мао
wrongdna
ru_f1

Banned. Again.

Давненько не брал я в руки шахматы... Для начала вопрос - какое отношение имеет изображенное ниже транспортное средство к любимой всеми нами Формуле 1?



А отношение, между прочим, имеет. Непосредственное. Но, обо всем по порядку.
DAF не всегда занимался выпуском тягачей, автобусных шасси и прочей не совсем ширпотребной техники. В 1958 году, например, на Амстердамской автовыставке, DAF представил небольшую легковушку с незатейливым именем "600". За время выставки ее посетители сделали около 4000 заказов на это детище голландской инженерии, чем и решили его судьбу - машинка встала на конвейер.



Позже появился двигатель объемом 750 куб. см. вместо 600, модель меняла название (DAF 32/33), происходила смена поколений модели (DAF 55/66), смена бейждиков на ней (Volvo 66 ниже на снимке), но неизменным оставалось одно - не блистающий лошадиными силами и ньютон-метрами двигатель агрегатировался с клиноременной трансмиссией Variomatic, являвшейся собственной разработкой голландцев.



Идея здравая. Зачем мучиться над выравниванием кривой крутящего момента, и сглаживать недоделки подбором передаточных чисел? Ведь гораздо проще добиться требуемых характеристик в узком диапазоне и заставить двигатель постоянно поддерживать одни и те же обороты. Да, для этого нужны все передаточные числа, а не их набор, так в этом собственно и состоит суть вариаторной трансмиссии.



Надо отдать должное конструкторам DAF - они не остановились на достигнутом, и вынашивали мысли о машине классом повыше. Естественно, с применением Variomatic, работы над которой не прекращались. Загвоздка была в необходимости ее протестировать. И, желательно, под высокой нагрузкой. Так в 1963 году Variomatic был установлен в гоночное шасси. У Alexis F3 с двигателем Cosworth BDA была ампутирована штатная трансмиссия, место которой, собственно, он и занял. А в следующем 1964 году было основано спортивное прдразделение, и Alexis-DAF Mk5 стартовал, в том числе в престижном ГП Монако Ф3. Позже Variomatic обкатывался на старых шасси Brabham и Tecno, а также в ралли и кроссах...
В 1993 году наступил момент истины для вариаторной трансмиссии. Под ее использование был модернизирован чемпионский FW15C команды Френка Вильямса и Дэвид Култхард вывел его на асфальт автодрома в Пембли в Уэльсе, а позже он и Алан Меню тестировали болид в Силверстоуне. От визга двигателя, практически постоянно работавшего на максимальных оборотах, заложило уши наблюдателям, а от показанного времени на витке у наблюдателей глаза полезли из орбит. Машина одинаково хорошо ускорялась как на выходе из медленных поворотов, так и из быстрых, а Copse и Beckets в исполнении болида Ф1 с трансмиссией от "стиральной машинки 1962 года выпуска" просто находились в категории "этого не может быть".



Машина произвела впечатление абсолютно на всех. В том числе и на ФИА, которая в пожарном порядке внесла в регламент маленький пунктик, согласно которому трансмиссия болида Ф1 сезона 1994 должна была иметь от 4 до 7 фиксированных ступеней. Финита. Безступенчатые трансмиссии, таким образом, были выброшены за борт Формулы 1 навсегда.



Та тестовая машина на какое-то время поселилась в музее DAF рядом с Tecno с такой-же трансмиссией, а позже переехала в офис VDT, выделившейся в отдельную структуру, занимающуюся исключительно вариаторными трансмиссиями.



Вариаторы доказали свои возможности, и свою пригодность к любым применениям, даже не поучаствовав ни в одной гонке Чемпионата мира Ф1. И продолжили список революционных решений, запрещенных к применению. Думаю, не раз Патрик Хед вспомнил момент, когда ФИСА запретила 6-колесную компоновку, и лишила его преимущества.

Tags: история, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments