What_Was_His_Name (whatwashisname) wrote in ru_f1,
What_Was_His_Name
whatwashisname
ru_f1

Categories:

Zakspeed

Пока трясутся устои Формулы-1, пока команда McLaren меняет свой лик, давайте вспомним, как впервые West, спонсор чемпионских Маков 98 и 99 годов впервые засветился в гонках Формулы-1.

Zakspeed.



Updated - информация про двигатель.


Как Zakspeed в Формулу-1 ходил..

В конце 60-х годов, в Германии образовалась фирма по тюнингу автомобилей. Основатель, Эрих Цаковски долго не раздумывал и назвал свое детище Zakspeed. Так как фирма расположилась в городке Нидерециссен, что неподалеку от Нюрбургринга, то такое соседство не могло не повлиять на цели Цаковски. Впрочем, обо всем по порядку.

В 70-х годах Zakspeed была заводской гоночной командой Ford в немецком DRM (будущем DTM). Для гонок дорабатывались Ford Escort и Ford Capri. Последняя машина, не имевшая в заводской комплектации двигателя с турбонаддувом, у Zakspeed его получила и ехала неплохо. Эксперимент с заменой в Ford C100 оригинального Cosworth на силовой агрегат из Zakspeed Ford Capri оказался неудачен. «Турбированный» C100, не смотря на усилия не слабых гонщиков (Винкельхок-отец, Людвиг, Зурер) в лучшем случае доползал до серединки пелетона на финише. Zakspeed Ford Capri, напротив, оказалась неплоха для немецкой Интерсерии (ответвление- продолжение гоночной серии Nordic) и в 1984 году Клаус Нейдзвейдз (Медведев по-нашему) выиграл чемпионат. Но еще в 82-м, Ford сократил сотрудничество с Zakspeed, глядя в том числе на «результаты» переделанного C100.

Как вы видите, Zakspeed в своих классах кузовных машин не была безоговорочным лидером. Но что-то случилось в голове у Цаковски во время победного шествия его детища по трассам Интересерии'84 и Zakspeed стремительным домкратом ринулись в Формулу-1. Тем не менее, в 1983-м году был запущен проект постройки болида для гонок Формулы-1. Шасси решено было строить своими силами. Двигатель? Сделаем свой! Он был разработан Норбертом Крайером. Победы Capri 84-го с похожим по компоновке двигателем подтверждали правильность выбора курса.
История этого силового агрегата запутана. По одним источникам, Крайер сделал нечто на базе фордовского двигателя Capri, турбировав обычный.
По другим данным, и поздним интервью Цаковски, двигатель разрабатывался самостоятельно. Изначально Zakspeed 1500/4 был двигателем на 1,4 литра. Такой объем Ford не поставлял к Capri вообще. В 83-м году побеждали машины Brabham-BMW с рядными 4-цилиндровыми турбодвигателями. С оглядкой на BMW, Крайер и получил задание от Цаковски.
История рассудила по-другому, и с 83-го года рядные турбодвигатели больше не стояли на машинах реальных претендентов на титул. L4 turbo оказались в невыгодном положении - они были несколько сильнее знаменитого Cosworth, но в полтора раза отставали от V6 таких грандов как Рено, Хонда, Порше. Собственно, L4 Turbo в Ф1 были представлены всего тремя агрегатами - BMW 10/12 (включая все доработки модели), безнадежными Hart и Zakspeed 1500/4.
Победы же Zakspeed Capri в кузовах скорее можно объяснить тем, что в класс5 никто не потащил дорогие формульные V6.
К сожалению, ни та ни другая версия происхождения двигателя пока не подтверждена так, чтобы можно было отбросить прочие.



Так или иначе, в 1985 году машина была заявлена в чемпионат Формулы-1. Целая одна. Zakspeed 841. Выставить две машины сразу Цаковски не смог. Научить ездить это чудо сумрачной немецкой инженерной мысли было поручено Джонатану Палмеру (Вильямс'83, RAM'84), будущему основателю Formula Palmer AUDI. Но серия будет потом – а сейчас, в 85-м, надо было ехать в гонках. Обуздать пришлось не бог весть что - кроме не самого мощного двигателя, 841 страдала от избыточного веса - шасси получилось тяжеленным. Со сцеплением проблем не было, то есть была одна проблема - его было слишком много для набора хорошей скорости.

У Zakspeed в 85-м не было средств даже на передвижения за пределы Европы – и началось все на второй гонке в Португалии. Палмер квалифицировался 23-м из 30, и на втором круге разломал подвеску о Кеке Росберга, после чего сошел. Ремонт аппарата не удался, в квалификации Сан-Марино машина заняла 17-е место (ка оказалось потом - лучшее в сезоне) и сдохла перед гонкой. В Монако на старт допускалось всего 20 машин, и Палмер каким-то чудом смог заставить свой аппарат квалифицироваться на 19-м месте.
Финишировать удалось на 11-м и последнем месте, в 4-х кругах от победившего Проста.



Во Франции измученный турбированием двигатель протянул 6 кругов и сломался. На Сильверстоуне машина протянула 6 кругов и замерла со сломанным двигателем. В качестве разнообразия на ГП Германии машина прошла еще один круг, то есть целых семь. На этот раз сломался генератор.


В Австрии Палмер промучился с машиной уже 17 кругов – и снова двигатель. ГП Голландии. 13 кругов и давление масла упало. До нуля.

Разочарованный Палмер решил принять участие в гонке спорткаров в Спа. То ли карма команды передалась ему, то ли еще что – сухая статистика сообщает что Джонатан попал в страшную аварию и сломал ногу. ГП Италии команда пропустила, разыскивая замену Палмеру. Сомнительная честь бороться со скоростью Цака выпала Кристиану Даннеру.
В Спа машина прошла 15 кругов, и на 16-м от удивления умерла коробка передач. Потом было ГП Великобритании и машина в руках Даннера прошла 55 кругов. Из 75-и. Опять не выдержал двигатель.
К чести Палмера надо заметить, что на таком аппарате он умудрялся квалифицироваться с 20 по 23 место из 26-30 участников ГП, против предпоследних мест на стартовой решетку у Даннера. Хотя кого волнуют эти разборки аутсайдеров?

Итогом 85-го года было 11 появления на ГП, 9 сходов по причинам надежности, 1 раз машина не смогла стартовать. Финиш был безумно далек от очков, на ГП Монако – где большее зависит все-таки от пилота, чем от машины.
Другой бы на этом поднял лапки кверху, но только не Цаковски. Между прочим, у него была целиковая германская машина. Шасси – Цаковски. Двигатель – Цаковски. Спонсор – и тот немецкий – Reemtsma (сигареты West). И Эрих решил, что продолжать стоит.


В 1986 году, Палмер, восстановившись после аварии, сумел финишировать 8 раз из 16 в гонках. Все финиши – вне очков. Двигатель у него горел 6 раз, тормоза отказывали 1 раз, на старте ГП Испании для разнообразия он столкнулся с Аланом Джонсом (эстафету от Росберга передал?) на первом круге и оба сошли.


Напарником Палмера на 3-м этапе ЧМ стал вечный неудачник голландец Хуб Роттенгаттер.

Статистика Хуба такова: 12 гонок + 1 неквалификация, в Монако. Из 12 гонок было два финиша, вне очков. Сходы: турбонаддув – 1, электрика – 2, авария – 1, двигатель – 2, КПП – 1, пробой радиатора – 1, трансмиссия – 1, подвеска – 1.


По окончании сезона-86, Палмер уходит из Zakspeed в Tyrell, где в 1987 году выигрывает Кубок Джима Кларка, а так же набирает целых 7 очков за сезон против 0 за прошлых два сезона. Хуб Завершает свою карьеру в Формуле-1.
А Цаковски? Он приглашает в команду Брандла и уже знакомого Даннера.


Сезон начинается на доработанной 861-й, 861B.

Сначала, результаты становятся неплохи – финиши на пороге очковой шестерки, а в Имоле Брандл на новом 871-м, отстав на 2 круга от победившего Менселла, финиширует 5-м. За ним в финишном протоколе расположился Сатору Накаджима, а целым 7-м – Даннер, на старом 861B. Это был бы прорыв, но на самом деле незадолго до финиша сошел Дерек Ворвик (кончился бензин), а за два круга – Накаджима, которого и записали на 6-е место. Таким образом, как и в части прошлого сезона, аппараты от Цаковски, если могли финишировать, оказывались в районе 8-12 места, если среди лидеров не начинался массовый падеж болидов. В Монако, это почти удалось организовать: на свободных заездах Даннер и Альборетто (Феррари) столкнулись, да так что машина Альборето взмыла в воздух и только чудом приземлилась обратно на трек, а не в воду или на зрителей. За что Даннер официально получил дисквалификацию на эту гонку.
Брандл финишировал в этой гонке. 7-м.

Чуть ранее, в Спа оба болида сошли – Даннер на 10-м круге из-за сломавшихся тормозов,

Брандл – на 19 круге, от перегрева двигателя.
После Имолы, гонщикам не удалось набрать ни одного очка в сезоне-1987.

За этот год Брандл пережил много «веселых» финишей, в том числе – дважды не классифицировался, так как к финишу гонки прошел слишком мало кругов. В Австрии за нелегальное шасси Мартин был дисквалифицирован. Ну и 10 сходов довершают картину. Машина как всегда доставляла хлопот и сходов в гонке: турбонаддув – 4, перегрев – 1, отлетевшее колесо – 1, КПП – 1, двигатель – 2.
Даннеру повезло в той же пропорции – 6 финишей, черный флаг в Монако и 9 сходов. Два было не только по вине машины – в Португалии Кристиан угодил в стартовый завал и на рестарт не вышел. В Мексике на втором круге Кристиан попал в аварию. Кроме этого, проблемы были с: тормозами – 1, перегревом – 1, КПП – 1, полуось – 1, двигателем – 2 (в Венгрии на 3-м круге, и японии на 13-м; постоянство однако!), трансмиссия – 1.

Спустя три года после запуска программы Zakspeed в Ф-1, постоянство было налицо. Только не то, которое нужно было для побед – машины постоянно сыпались, по поводу и без. Собственный двигатель был не сильно лучше старого Cosworth. Шасси легким не получалось, так как отталкивалось от модели 1983 года. Хуже того, по результатам второй половины сезона 1987, можно сказать, что у Zakspeed наметился спад. Хуже некуда? Всегда есть куда!

Сезон-88, кроме Макларена от старта до финиша, отличался еще некоторыми вещами. Кубки Колина Чепмена и Джима Кларка официально не разыгрывались, так как в 89-м году турбомоторы уже будут запрещены. Команд стало слишком много – 17 штук. 34 машины на старте не мог вместить ни один автодром, и появилась такая веселая игра как предквалификация. К счастью, Zakspeed закончили прошлый сезон в очках и им не требовалось ее проходить. Тем не менее, квалификационный отсев самых медленных машин никто не отменял.


Цаковски представил новую модель – 881. Как не трудно догадаться, болиды 841-861-871-881 были по сути эволюцией 841-й модели, хотя и доработанными.

Состав пилотов опять сменился. Даннер ушел в Rial, Брандл в запасные пилоты Williams. Мартин в 88-м сумел выиграть титул чемпиона в спорткарах, но это к Цаковски уже не относится.
Итак, бороться с техникой в 88 году предстояло Бернду Шнайдеру и Пьеркарло Гиндзани.

Сезон не клеился с самого начала. Машины перестали проходить квалификацию.
Гинзани финишировал трижды за сезон – одно 15-е и 2 14-х места, дисквалификация во Франции после взвешивания машины.. и всего 5 сходов. Из них: КПП-дважды, масло ушло раз, раз сломался двигатель и еще раз – топливаня система. За то, 7 раз не прошел квалификацию. Глядя на такие результаты, как и Даннер год назад, Гинзани поменял шило на мыло – в 1989 сезоне выступал в Osella.
Шнайдеру было не лучше – 2 финиша, на 12 и 13 позициях за сезон, 4 схода. И целых 10 неквалификаций. Двигатель дважды, КПП – вот уже «стандартный» набор причин схода Zakspeed, но в Японии Бернду не повезло вдвойне – сидение перестало держаться к 14-му кругу и ехать стало невозможным.

С нулем очков, Zakspeed был обречен на предквалификационное сито в 89-м году. Мало того, ко всем нерешенным до сих пор проблемам с надежностью, прибавилась проблема двигателя – Zakspeed был турбированным и для участия в сезоне 89-го года не подходил. Каким-то образом, Цаковски добыл двигатели Yamaha. И второго пилота в нагрузку – Агури Сузуки.
Наконец-то, Zakspeed отказался от эволюции 841-го шасси, и 891-е строить пригласили Густава Бруннера. Шасси вышло несколько другим, получше прошлых, но..
Соединение неидеального шасси с весьма сложным Yamaha дало еще больше проблем, так как к хроническим болячкам Zakspeed прибавился список детских болезней Yamaha OX88 V8, с нетрадиционной компоновкой камер сгорания, нехваткой мощности и частыми отказами.


Агури Сузуки в сезоне – 89 ни разу не прошел предквалификационное сито, хотя за Larousse в прошлом, 88-м году смог в единственной гонке (и первой в карьере) занять неплохое 16-е место, опередив Арну на Лижье.


Бернд Шнайдер дважды каким-то чудом, в Бразилии и Японии умудрился квалифицироватсья на 25-м и 21-м соответсвенно. Но в Бразилии он не смог разойтись с Чивером на Arrows, а в Японии у Zakspeed сломалась КПП.

Глядя на невеселые результаты, Reemtsma летом 89-го года прекратила финансирование команды и ее дальнейшая участь была незавидной.

Ямаха не стала развивать команду Цаковски, и предприятие Zakspeed почти обанкротилось в 89-м году. В дальнейшем, они вернулись к соревнованиям спорткаров и туринговых машин, выступая там с переменным успехом.

Шнайдер в 1990-м году дважды принимал участия в ГП за рулем Arrows, но серьезно занялся гонками спорткаров, как и Брандл двумя годами ранее.
В 1992 году он перешел в DTM и гонялся за AMG-Mercedes. Здесь он был успешен.

Агури Сузуки после борьбы с Zakspeed успел пережить пик своей карьеры в 90-м году с Larrousse; гонялся он еще до 95-го включительно.

Так закончились 5 сезонов в Больших Призах, начатых без нужной подготовки, проведенных без своевременных и необходимых улучшений технического состояния и надежности машин. Сейчас уже никто не вспомнит – почему это не было сделано. Важно только то, что это не было сделано вовремя.

Ну и в качестве Completely Diffirent - логотипы самого Веста.
В Германии реклама сигарет была запрещена еще в 76-м году. Поэтому, машины Mclaren, например, ездили там с прямоугольничками вместо слова Marlboro. West придумали более тонкую штуку - заменить ТМ West на незначащий набор букв East, с сохранением начертания логотипа.
Так как Zakspeed была командой маленькой, логотипы переклеивались к квалификации туда-обратно, на свободных заездах машина ехала еще с тем, что было наклеено с прошлого раза.
Также, в команде экономили силы и запасную машину не трогали вообще - для экономии было проще держать машину со знаком East чтобы не возиться в Германии с этим. заодно, на большинстве гонок, запасная машина отличалась от боевой с большого расстояния.



Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments