Ингибитор Мао (wrongdna) wrote in ru_f1,
Ингибитор Мао
wrongdna
ru_f1

Categories:

Пятно контакта.

В сезоне 2009 команды решают 2 проблемы - аэродинамическую и шинную. И они далеко не впервые решают именно эти 2 проблемы, и 2009 год - далеко не первым принес в Ф1 нестандартные решения.

Сегодня я расскажу о двух машинах. Одна из них знакома, наверное, всем, а о второй известно не так уж много.
Перед началом сезона 1976 года конструктор Tyrrell Дерек Гарднер решал проблему аэродинамики...

Он видел проблему в передних колесах, выставленных навстречу набегающему потоку. И правда, широкая и высокая (выше переднего обтекателя) покрышка, а точнее ее верхняя часть, движущаяся навстречу потоку с удвоенной скоростью, и, при этом, далеко не гладкая действительно создавала большое сопротивление. Поэтому обтекатель должен был закрыть передние покрышки полностью. Чтобы не делать его слишком громоздким, было бы идеально иметь за ним маленькие по диаметру, и, возможно, немного более узкие покрышки, но при этом неизбежно уменьшалось пятно контакта передней оси с асфальтом, а, следовательно и сцепление. Восполнить этот дефицит помогла вторая пара управляемых колес.

Машина выглядела чужеродно на стартовом поле, но... решение работало! Уже в 3-й гонке Джоди Шектер и Патрик Депайе принесли команде дубль! А за сезон общими усилиями было добыто 12 подиумов - всего на 1 меньше, чем Ferrari!  Но нельзя сказать, что все было так уж гладко. Например, нужно было научить машину поворачивать всеми 4-мя передними колесами. Научили. Можете посмотреть, как после этого стала выглядеть передняя подвеска Project 34.

Кроме того, настройка машины превращалась в сущий ад. Все из-за тех же 4 управляемых колес. Хотя по мере накопления опыта трудности становились вполне по зубам. А еще были проблемы не технической природы. Гонщики привыкли ориентироваться по передним покрышкам при входе в повороты - а на Р34 они их попросту не видели. В данном случае достоинство 10-дюймовой резины превращалось в ее недостаток, но и его оперативно ...ммм...нет, не устранили, просто сделали его влияние по возможности меньше. Всю 2ю половину сезона 1976 и весь 1977 Р34 щеголял разнообразными окнами в стенках кокпита, чтобы гонщик мог видеть колеса.

Увы, эта история не имеет счастливого конца. В 1977 году Петерсон и Депайе завоевали лишь 4 подиума, а ближе к концу сезона представители Good Year уведомили команду о том, что возиться с производством резины уникальной размерности для одной-единственной команды они не будут... Р34 быстро стал историей, но 6-колесная схема на этом не умерла для Ф1, хотя и проявилась она в другой конфигурации.

1982 год. Конструкторы Williams Патрик Хэд и Нил Оутли решают убить 2 зайцев сразу. Во-первых: динамика разгона. Вы знаете, что на первых 2 передачах разгон машины Ф1 определяется именно резиной? Будь пятно контакта задней резины с асфальтом вдвое больше, болид мог бы разгоняться, используя всю мощность мотора с самого старта!  Во-вторых: прижимная сила. 1982 год - расцвет граунд-эффекта, а собственно эффект от этого самого, пардон за каламбур, граунд-эффекта тем больше, чем больше поверхность, которой он создается. Как раз днище у FW08C (варианты названия в разных источниках разные, придерживаюсь этого) было ну ооочень длинным. Благодаря тележке из 4 задних ведущих колес.

Увы, на тестах машину преследовали постоянные проблемы с чересчур сложной трансмиссией. Внушительный вес конструкции оптимизма тоже не добавлял, и все это, в совокупности с запретом на 6-колесную схему перевело машину в разряд забавных недоразумений.
Собственно, я к чему все это. С одной стороны я продолжаю радоваться тому празднику жизни, который нам сейчас устроили команды. С другой же - просто напоминаю: нестандартные решения  могут, с одинаковой вероятностью, как принести успех, так и оказаться впустуя потраченным временем, усилиями и средствами. И все же - разнообразие видов, ИМХО, толкает эволюцию далее.
Tags: история, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments